Время как свойство Божественного миропорядка.
ВРЕМЯ, свойство Божественного миропорядка, заключающееся в закономерной координации сменяющих друг друга явлений и событий. В понимании Святой Руси время — отрезок вечности, имеющий начало и конец и во всех своих характеристиках — длительность, продолжительность, последовательность — связанный с развитием Божественного Начала. Время есть выражение силы и могущества Бога, принимающего в реку времени всю историческую последовательность земной жизни человека. “Время — сила в своих развитиях; пространство — в ее сочетаниях” (А.С. Хомяков). “Сила во времени” (народная пословица).
“У Бога дней много”; “У Бога дней не решето”; “Время принадлежит Богу”; “Время летит”; “Время за нами, время перед нами, а при нас его нет”; “День мой — век мой”; “Что до нас дошло, то и к нам пришло”; “Век мой впереди, век мой позади, а на руке нет ничего”.
“Всему свое время”, — говорит русский человек. “Всякой вещи час”; “Во времени подождать: у Бога есть что подать”; “Придет время, будет и нам черед”. Все надо делать в свой черед, в свою пору. На этом в народном сознании делается особый акцент: “Не время дорого, пора”; “Не впору не впрок, а ко времени спорье”; “Пора, что железо: куй, поколе кипит!” Петр I переложил эту пословицу по-своему, но в том же народном духе: “Время подобно железу горящему, которое, ежели остынет, неудобно к кованию будет”. В этом же духе и пословица: “Куй железо — пока горячо”.
О человеке, который терял чувство времени, говорили: “Дурак время не знает”; “Дурак, что время, то пора”.
“Доля во времени живет, бездолье в безвременье”; “Время времени не работает (не работник)”; “Не человек гонит, а время”; “Бедный времени не ищет”, “Время разум дает”; “Время деньги дает, а на деньги времени не купишь”.
В сознании русского человека время имело характер непрерывного цикла, календарными вехами которого были православные праздники, неразрывно связанные с временами года и природными явлениями. Христианские ритуалы перевоплощали древние верования русских людей, хотя и не могли полностью уничтожить прежних языческих суеверий. Календарем времени у русских людей служил месяцеслов, в котором православные праздники и дни святых сочетались с народными приметами и хозяйственными представлениями. В таком сочетании священного и мирского русский человек ощущал себя неразрывной частью Божественного мироздания и соответственным образом представлял свое место во времени и пространстве. В народном месяцеслове чуть ли не каждый день года расписывался по делам, и “расписание” это было главным ориентиром во времени. Чаще всего русский человек не говорил просто, что он должен сделать то-то и то-то, а связывал это с высшими понятиями, именами святых: Илья сжинает жито, с Петрова дня пожня (покос), Петровна — навозница, Ирина — рассадница. Время приобретает конкретность и особый священный смысл. Понятия бытовые и понятия священные сплетаются воедино, создавая неповторимое ощущение времени, при котором обыденная жизнь становится своеобразным священнодействием, служением высшим силам, а простой человек — действующим лицом священной истории, торжественно несущим свое высокое предназначение.
О. Платонов
Энциклопедический словарь русской цивилизации. http://rus-sky.com/