Вещь в искусстве
ВЕЩЬ В ИСКУССТВЕ. Вещи по-разному представлены в искусстве, в зависимости от характера самого искусства, которое может быть либо формой репрезентации фактов и событий окружающей художника реальности (классика, модернизм), либо иметь дело с самими фактами, становясь искусством прямых презентаций (постмодернизм).
Репрезентативное искусство создало множество приемов работы с вещью. За понятиями «натурализм», «реализм» в искусстве легко увидеть стремление художника воспроизводить факты и события с минимальными искажениями и деформацией реального облика вещей. Искусство в этом случае изобилует деталями, подробным описанием сцен реальной жизни, обилием эмпирического материала. Являясь, однако, репрезентативным, такое искусство устанавливает множество фильтров: стилистические условности, типизации, причастности к данной ситуации.
В романтизме, а еще больше в символизме отношение к вещи в корне меняется. С. Малларме, к примеру, считал, что назвать предмет в поэзии — значит уничтожить ее очарование, а вся прелесть поэтического языка заключается в отгадывании того, что хотел сказать поэт.
Иная ситуация в работе художника с вещью — в постмодернистском искусстве. Здесь вещи представлены буквально, вне их метафорического и символического измерения. Пионером в области прямых презентаций в изобразительном искусстве считают М. Дюшана, предложившего в начале XX в. серию готовых вещей («Велосипедное колесо», 1913; «Сушилка для посуды», 1914). Вся вторая половина XX в. прошла под знаком увлечейия «вещным искусством». Вещь в виде реальных предметов составляет основу «вещного искусства», где полностью стирается грань между искусством и жизнью.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 78.