Вечность (Кузнецов)

ВЕЧНОСТЬ - первоначально в античной культуре понятие В. было синонимом понятию «век» («эон»), что означало «жизненную силу», «продолжительность человеческой жизни». Начиная с Платона, эон становится классическим термином для обозначения В. в ее противопоставлении времени, хроносу. В «Тимее» демиург творит время одновременно с космосом как «подвижное отображение вечности»: время течет в мире чувственного становления от прошлого к будущему, неподвижный эон вечно пребывает в одном, о нем нельзя сказать «был» или «будет», но только «есть». В учениях гностицизма (II—III вв.) термин «В.» персонифицируется и становится обозначением особых духовных существ — «эонов», посредников между верховным божеством и людьми. Возможно, этот смысл проступает даже в посланиях апостола Павла (I Тим. I 17), где Бог именуется «Царем веков», т.е. эонов — демонов в греческом понимании этого слова, т.е. духов как добрых, так и злых.

В христианстве понятие В. обрело новые смыслы. Если в философии античного мира В. — это неподвижность умопостигаемого мира идей, которая противостоит движущемуся времени эмпирического мира, то в христианстве понимание вечности иное, здесь две вечности: а) В. тварного мира — к которому относится и умопостигаемый космос Платона, — противостоящая времени и б) вечность Бога, стоящая над этим противопоставлением. Крупнейший православный богослов XX в. В.Н. Лосский выражает это так: «Если движение, перемена, переход от одного состояния в другое суть категории времени, то им нельзя противопоставлять одно за другим понятия: неподвижность, неизменность, непреходящесть некоей статичной вечности; это была бы вечность умозрительного мира Платона, но не вечность Бога Живого». Христианский автор VII в. Максим Исповедник подчеркивает, что вечность мира умопостигаемого — это вечность тварная, подобно времени имевшая начало.

В материализме под В. понимается бесконечность времени существования материального мира, несотворенного и неуничтожимого. При этом В. присуща лишь материи в целом, каждая отдельно взятая материальная система рассматривается как преходящая, имеющая начало и конец во времени.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 77-78.

Понятие: