Бин цзя (Кузнецов, 2007)

БИН ЦЗЯ («школа военной философии», «школа военных стратегов») — течение древнекитайской философии, объединявшее теоретиков военного искусства, которые трактовали военное дело как одну из важнейших сфер социальной практики и выражение законов космоса, соединяло идеи разных философских школ, прежде всего конфуцианства, легизма, даосизма и иньян цзя (см. Инь и ян), отчасти моизма. Основополагающее сочинение Б.ц. — трактат «Сунь-цзы бин фа» («Сунь-цзы о военном искусстве»), или «Сунь-цзы», приписываемый полководцу Сунь У (VI—V вв. до н.э.) из царства У, но созданный, видимо, его учениками и после-дователями; именуется также «Сунь У бин фа» и «У Сунь бин фа» («Военное искусство Суня из царства У»).

Согласно «Сунь-цзы», «военная сфера — великое дело государства» (гл. 4). В числе факторов победы — «пяти дел» (у ши) — называются дао, Небо, Земля, полководцы и методы (законы) организации и ведения боевых действий. Эти факторы реализуются посредством «семи стратагем» (ци цзи): владыка обладает дао, т.е. воплощает и проводит сообразную естественным законам политику; полководец имеет возможности, т.е. навыки и способности к управлению войсками; Небо и Земля, т.е. природные условия, благоприятны; законы и приказы исполняются; в наличии сильное войско; обученные воины; ясные награды и наказания (четко разработанная дисциплинарная система) (гл. 1). Одной из главных идей памятника является диалектика взаимодействующих и взаимопревращающихся дуальных начал, взаимоперехода пустоты и наполненности; посредством всестороннего анализа сильных и слабых сторон своего положения и состояния противника можно превратить слабость в силу, «достичь победы за счет противника» (гл.4, 5).

Дао, которое в «Сунь-цзы» поставлено во главу и «пяти дел» и «семи стратагем», толкуется и в конфуцинском духе — как должный общественный порядок и соответствующее состояние личности, и в даосском — как всеобщий принцип естественного хода вещей. Имманентное миру абсолютно изменчивое дао сравнивается с водой: «Войско не имеет постоянного положения, [как] вода не имеет постоянной формы. [Тот, кто] может меняться в зависимости от [состояния и действий] противника, достигает победы» (гл. 5).

В «Сунь-цзы» сформулирован принцип сбалансированного применения вэнь (пись-менности/культуры) и у (воинственности/ насилия), или соответственно культурного/ гражданского и военного/боевого (военно-го/насильственного) начал, которые толкуются весьма широко: под вэнь понимаются забота о воинах и щедрые награды, которые привлекают воинов к полководцу, под у — принуждение и наказания, укрепляющие дисциплину. Отсюда пошло ставшее общепринятым толкование «военного/боевого» начала у как сферы принуждения и насилия, дополняющей сферу культуросозидания.

Второй по авторитетности трактат Б.ц. — «У-цзы бин фа» («У-цзы о военном искусстве»), или «У-цзы», автором которого считают государственного деятеля и полководца У Ци (ум. в 381 г. до н.э.) и его учеников. В этом тексте военная мысль наиболее отчетливо сопряжена с идеями легизма. В XI в. важнейшие сочинения Б.ц. были объединены в свод «У цзин ци шу» («Семикнижие военного канона»). В 1972 г. при раскопках погребения эпохи Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) в провинции Шаньдун был найден считавшийся утраченным трактат «Сунь Бинь бин фа» («Сунь Бинь о военном искусстве»), автором которого традиция полагает потомка Сунь У — Сунь Биня (IV в. до н.э.). В этом памятнике получили развитие многие идеи Сунь У.

Идеи Б.ц. благодаря выражению их в форме общекосмических закономерностей стали популярны во всех слоях китайской культуры.

Литература:

Chinese Ways of Warfare. Cam-bridge (Mass.), 1974.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 56-57.

Понятие: