Необарокко

НЕОБАРОККО, новое барокко [от ит. barocco — вычурный] — термин, употребляемый в рамках постмодернизма для обозначения состояния западного общества конца XX в., при котором вопреки расширению массовизации и унификации на макроуровне доминируют дезинтеграционные процессы при одновременном усилении интеграционных тенденций на уровне микрогрупп. Одним из первых понятие «Н.» использовал испанский философ X. Р. де Бентос. По мнению представителей постмодернизма, основные черты мироощущения, стиля жизни и состояния культуры барокко вновь обозначились в обществе конца XX в., что дает основание назвать этот феномен «Н.». Для периода барокко (конец XVI— середина XVIII в.) характерно доминирование фрагментарного и антиномичного восприятия над целостным, ощущение неустойчивости и беспокойства,- ориентация на динамизм, напряжение между чувственным и интеллектуальным, сочетание утонченности и грубости, аскетизма и гедонизма, науки и мистики. В литературе и искусстве наблюдается взаимодействие и взаимопроникновение жанров, а также размывание их прежних границ и принципов, сочетание отвлеченной символики с подчеркнутым натурализмом. Как особое мироощущение барокко характеризуется глубинным чувством призрачности, неподлинности, театральности жизни, которое скрывается за внешней карнавальностью, пышностью, демонстративным благополучием и легкостью. В обществе барочного типа любое событие воспринимается как простая условность, чистый символ, лишенный содержания и исторического измерения. Общество Н. не приемлет научный и идеологический тоталитаризм. В то же время само оно характеризуется отсутствием научного обоснования, комплекса идей и ценностей, обеспечивающих его функционирование как целостности. Своеобразным девизом общества Н. становится принцип: «Главное — не быть, а казаться». Как альтернатива дуальности и фрагментарности жизни в обществе Н. развивается этико-эстетическое сознание малых групп, формируются, по выражению Ж. Делёза и Ф. Гваттари, «племенные культуры» и «племенная психология», на основе которых складывается «групповая солидарность». Наряду с понятием «Н.» представители постмодернизма используют и другие названия: «общество спектакля» (Г. Дебор), «театрократия» (Ж. Баландье), «империя эфемерного» и «эра вакуума» (Ж. Липовецкий), «система симулякров» (Ж. Бодрийяр) и др.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 259-260.

Понятие: