Атман (Кузнецов, 2007)

АТМАН (санскр. — дыхание, душа, самость) — понятие брахманистско-индуистской религиозной традиции и философии, означающее сущность и самость каждой вещи; душу, дух, абсолютный субъект, Я. Учение об А. восходит еще к «Ригведе» (см. Веды), где А. называется дыхание, жизненный дух, сущность жизни. Вупанишадах формируется учение об А. как о самости каждой вещи, индивидуальной душе, субъективном духовном начале в противоположность Брахману, высшей объективной реальности, Богу. В то же время учение о тождестве А. и Брахмана объявляется сердцевиной сокровенного знания упанишад. Путь к обретению этого знания является высшей ценностью и смыслом жизни и передается учителем ученику в индивидуальном порядке. Достижение индивидом состояния А.-Брахмана приравнивается к мокше.

Учение об А. получило развитие в классический период индийской философии. Если атеистическая яокаята отождествляла А. с живым телом человека, отрицая существование души, духа как особой самостоятельной сущности, то в вайшешике А. — всепроникающая субстанция, носитель ощущений, эмоций, волевых актов, мышления, нравственное основание; в санкхье и йоге А. близок к пуруше. Дальнейшая разработка учения упанишад об А. осуществляется в школах веданты: реальное Я — это чистое сознание (ср. понимание Брахмана как чистого бытия), скрытое и в человеке, и в «Я» всех существ, и в Боге. Постигается через самопознание и достижение мокши. В отличие от индуистской для буддистской философии характерно непризнание реальности А.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 41-42.

Понятие: