Атеизм (Кузнецов, 2007)

АТЕИЗМ (франц. atheisme от греч. ἀ - отрицательная частица и θεός — бог, букв.: безбожие) — воззрение, согласно которому естественный мир единственен и самодостаточен, религия же является творением самого человека. С этим связано непризнание бытия мира сверхъестественного (богов или Бога). При смутном осознании этих идей речь может идти о стихийном А., при философском их обосновании — о теоретическом А. А. — закономерный элемент духовной жизни общества, вызванный к жизни социальными, культурными, индивидуально-психологическими потребностями. А. — одна из форм свободомыслия в отношении религии, наиболее последовательная в критике религиозных взглядов на мир, в отрицании сверхъестественных сущностей. В современной литературе дано множество определений и классификаций А. Чаще всего он трактуется узко как опровержение или отрицание бытия Бога. Классификации А. в западной литературе разнообразны. Во многом они субъективны, хотя в той или иной мере учитывают реально существующие различия между видами свободомыслия и А. Так, различают практический и теоретический А. (В. Бруггер и многие другие); радикальный, агностический, постулатный (X. Шмидт), марксистский, рационалистический, экзистенциалистский (И. Лепп); три вида А., связанные с именами О. Конта, Л. Фейербаха и К. Маркса, а также Ф. Ницше (А. де Любак); иногда в понятие А. включают буддизм и даосизм и т.д. В отечественной исследовательской литературе XX в. А. рассматривался в различных аспектах: как социальное явление, сторона материалистического мировоззрения, знание о религии, используемое в борьбе против консервативной религиозной идеологии господствующего класса; мировоззренческая позиция личности и т.д. При этом считалось недопустимым отождествление А. с неверием вообще, ставился акцент на признании гуманистического, нравственного содержания А., который увязывался со взглядами или учениями натуралистического и материалистического плана. Исследовались разные типы А.: естественнонаучный, вульгарный, догматический, научный (теоретический, опирающийся на диалектико-материалистические принципы анализа религии); изучались закономерности его развития. В настоящее время социальная потребность в А. уменьшилась в силу кризисного состояния России, возрастающей несвободы личности в условиях усиления криминалитета, нестабильности общества, гибели людей в войнах, вследствие нищеты и наркомании и т.д. Соответственно, застопорилось серьезное научное исследование феномена А. Все большее распространение получают религи-озно-философские и богословские представления об А., который отождествляется нередко с богоборчеством или нигилизмом. Общий тезис «Атеизм есть отрицание Бога» дополняется положениями типа: А. — «суррогат веры» (Н. Бердяев, А. Мень), «извращение мыслей» (С.В. Булгаков), «дьявольское искушение», «хуление Бога», эгоизм, низменные побуждения и т.д.

В истории мысли А. трактовался неоднозначно. В Древней Греции понятие А. приобрело отрицательный этический смысл: атеист — безбожник, нарушающий обычаи и законы общества, он заслуживает наказания вплоть до смертной казни (Платон). Идеи А. в античности отразились в учениях софистов, философов натуралистического и материалистического плана (Демокрит, Эпикур, Лукреций, Лукиан). Отрицательное отношение к А. было воспринято монотеистическими религиями, при этом термин «А.» использовался и для обозначения язычества и ересей. Поворот части европейских мыслителей к позитивной оценке А. начался в эпоху Возрождения и достаточно ярко проявился в Новое время, что обусловлено сдвигами в социально-политической сфере, развитием науки, ростом образования и культуры, возросшей потребностью личности в освобождении от религиозных регламентации. Позитивные характеристики А. основывались на признании его культурной социальной и моральной ценности. П. Бейль (XVII в.) провозгласил возможность существования атеистического общества, которое в нравственном отношении не уступит религиозным сообществам. В XVIII в. началась разработка типологии неверия; при этом под атеистом разумелся «человек, знающий природу и ее законы, а также собственную природу и налагаемые на нее обязанности» (П. Гольбах). Уже в это время ставится вопрос о преодолении религии, о совершенствовании земной жизни людей, о формировании идеала нерелигиозного человека как духовно развитой гармонической личности, «единственными догматами веры» которой являются «труд и доброта» (Д. Дидро). Л. Фейербах (XIX в.) выявил культурные основания А., провел сравнительный анализ теизма и А., отдав предпочтение последнему, охарактеризовав его как «положительный, утвердительный», «щедрый, свободомыслящий». В контекст социального бытия А. был поставлен К. Марксом и Ф. Энгельсом, а также последующими марксистами (в том числе В.И. Лениным).

Теоретически обоснованный А. существует всего около трех веков, хотя зачатки его восходят к Лукрецию. Впервые он обрел жизнь благодаря усилиям французских просветителей, развивается в лоне марксизма, философского натурализма, секулярного гуманизма. Атеистическое мышление, будучи по существу новаторским, еще не освоено большинством землян — слишком сильна многовековая религиозная традиция, слишком трагичны жизненные обстоятельства. А. — мировоззрение далекого будущего. В идеале атеист — свободолюбивая сильная личность, бесстрашная в гражданском и интеллектуальном плане, цель которой — совершенствование земной жизни; в худшем случае это индивид, полагающий, что «без Бога все дозволено», — в этом случае его позиция смыкается с религиозным нигилизмом.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 40-41.

Понятие: