Вайшешика (Кузнецов, 2007)
ВАЙШЕШИКА (от санскр. «вишеша» — особенность, отличие) — индуистская фило-офская школа классического периода индийской философии, одна из шести даршан. В. близка к другой даршане — ньяе, с которой позднее образовала единую систему (ньяя-В.), причем В. разрабатывала онтологическую, а ньяя — логико-гносеологическую проблематику. Первое систематическое произведение В. — «Вайшешика-сутра» Канады (или Улуки). Последующие произведения В.: «Падартха-дхарма-санграха» Прашастапады (V в.), прокомментированная во «Вьомавати» Вьомашивой (VIII в.), в «Кандали» Шридхарой (X в.), в «Киранавали» Удаяной (X в.). Исходный пункт философии В. — рационализм. Здесь выделяется система категорий (падартх), являющихся структурами одновременно бытия и познания: субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая); иногда к этому списку добавляется небытие (абхава). Дравья в В. имеет девять видов: четыре бхуты, составленные из атомов (параману), — и пять несоставных: эфир (акаша), пространство (дик), время (кала), рассудок, или внутреннее чувство (манас), дух (атман). Наиболее выдающейся частью учения В. является атомистическая теория, объясняющая существование всех физических объектов. Параману вечны, никем не созданы, отличаются друг от друга и количественно и качественно свойствами бхут. Найяики-В., особенно в поздний период, объясняли связь между атомами не естественными, а сверхъестественными причинами (адриштой — «невидимое») или законом кармы, который определяет разложение вещей на атомы при уничтожении и смерти и соединение атомов при возникновении или новом рождении тела или объекта. Законом кармы руководит Бог (Ишвара), доказательства бытия которого, создания и управления им мира с рационалистических позиций развивали данные мыслители.
Если категории общности и особенности характеризуют вещь с точки зрения родового отличия, то присущность, или нераздельность, есть постоянная и нерасторжимая связь между целым и его частями, субстанцией и качеством, общим и особенным, причиной и следствием. Согласно ньяе-В., именно присущность является той необходимой связующей нитью между причиной и следствием, которая не нарушается при образовании нового качественного явления в следствии по сравнению с причиной. В этой школе принята концепция отсутствия следствия в причине (асаткарья-вада) в противоположность, например, санкхье, где утверждается наличие следствия в причине (саткарья-вада). В гносеологии найяики-В. признавали четыре самостоятельные праманы: чувственный опыт (пратьякшу), логический вывод (ануману), сравнение (упаману), откровение (шабду), однако первые две пра- маны считались наиболее важными. Прать- якша является непосредственным знанием и подразделяется на внешнее восприятие как через органы чувств, так и сверхчувственное интуитивное озарение, и внутреннее восприятие, орган и носитель которого ум (манас) является органом внимания и в известной степени самосознания. Анумана, как и мыслительная деятельность вообще, есть свойство (гуна) атмана, высшего субъекта ду-ховно-психической деятельности.
Литература:
«Падартха-дхарма-санграха» Прашастапады /Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997. С. 196-204;
Vaisheshika Apho-risms of Kanada with comm., transl. into English by A.E. Gough. N. Delhi, 1976;
Encyclopedia of Indian Philosophies, ed. by K.H. Potter. Vol. II: Indian Metaphysics and Epistemology: the Tradition of Nyaya-Vaisesik upto Gangesa. Delhi — Varanasi — Patna, 1989;
Гостеева Е.И. Философия Вайшешики. Ташкент, 1963;
Лысенко В.Г. «Философия природы» в Индии: атомизм школы Вайшешики. М., 1986;
Faddegon В. The Vaicesika System. Amst., 1918;
Mishra U. Conception of Matter according to Nyaya-Vaicesika. Allahabad, 1936.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 70.