Антропный принцип (Кузнецов, 2007)

АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП - основание философских и научных концепций, которые усматривали в понятии «человек» основную категорию при разработке системы представлений о Вселенной, в наиболее последовательном виде был сформулирован в 1973 г. английским астрофизиком Б. Картером. Использовав знаменитое изречение Декарта «Cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, существую»), он предложил принцип «Cogito ergo mundus talis est» («Я мыслю, следовательно, мир такой, какой он есть»).

Позднее этот принцип стал известен в двух вариантах: а) наше положение во Вселенной с необходимостью является привилегированным в том смысле, что оно должно быть совместимо с нашим существованием в качестве наблюдателей (слабый А.п.); б) Вселенная и набор фундаментальных постоянных, определяющих ее свойства, должны быть такими, чтобы на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей (сильный А.п.).

В менее явной форме А.п. содержится в работах А. Уоллеса, К.Э. Циолковского, А.Л. Зельманова, Г.М. Идлиса. Позднее этот принцип детально анализировался Р. Дике, Ф. Типлером, И.Л. Розенталем, В.В. Казютинским, А.Н. Павленко, Л.В. Лесковым и др. А.п. можно интерпретировать как признание телеологической концепции эволюции Универсума и зависимости фундаментальных свойств Вселенной от существования в ней наблюдателей (человека). Более мягкое толкование — рассмотрение его в качестве правила отбора наиболее реалистичных физических и космологических теорий и научных парадигм.

Согласно А.Н. Павленко, А.п. «явился естественным наполнителем той пустоты, которая возникла в мировоззренческом фоне науки после процесса ее секуляризации. Мировоззрение потеряло ту причину, которую Аристотель определил как causa finalis. Часовой механизм мироздания оказался подвешенным «в воздухе» вечной материл без начала и без конца». И.Л. Розенталь предложил следующую формулировку А.п.: действующие во Вселенной законы необходимы для возникновения сложных форм материи. В рамках такой формулировки естественное объяснение получают космологические совпадения некоторых чисел и набор значений фундаментальных констант. Известно, например, что средняя плотность вещества во Вселенной близка к критической величине 10-29 [10 в минус 29й степени] г/см3. Если плотность больше критической, то Вселенная должна неограниченно расширяться; если меньше, то расширение со временем сменится сжатием. А.п. подсказывает следующее решение этой проблемы. Если бы плотность вещества во Вселенной была много меньше критической, то в ней не смогла бы произойти его конденсация в звезды и галактики. В противоположном случае при экстремально высокой плотности коллапс Вселенной произошел бы настолько быстро, что в ней не успела бы развиться жизнь.

Аналогичным образом можно использовать А.п. при анализе возможных отклонений величин фундаментальных констант (массы элементарных частиц, гравитационной постоянной и др.) от их реального значения. Этот анализ показывает, что даже небольшое изменение их численных значений привело бы к резкому изменению свойств Вселенной и сделало бы невозможным возникновение в ней жизни.

Устанавливая взаимосвязь фундаментальных констант и физических законов, действующих в нашей Вселенной, с необходимостью возникновения в ней жизни, А.п. не дает ответа на вопрос, почему такая связь существует. Один вариант ответа на этот вопрос можно получить, обращаясь к исследованиям проблемы космологической сингулярности, которые в последние годы выполнены А.Д. Линде. Согласно нарисованной им картине, в этом состоянии пространство — время напоминает «квантовую пену» с плотностью, близкой к критической. Некоторые из возникающих в процессе квантовых флуктуаций вакуумных пузырей начинают раздуваться, и их энергия переходит в форму материи. Такие пузыри после цепи преобразований становятся Вселенными, набор фундаментальных констант которых носит случайный характер. Вселенная, в которой мы живем, возникла именно таким образом. Свойства иных Вселенных могут очень сильно отличаться от тех, с которыми мы имеем дело. Вечно кипящий квантовый вакуум, не имеющий ни начала, ни конца, постоянно рождающий новые весьма разнообразные миры, набор свойств которых определяется законом случая, — таков образ Универсума, встающий перед нами из теории раздувающейся Вселенной А.Д. Линде.

Другой вариант ответа на вопрос о физических механизмах, вследствие которых эволюция Вселенной на всех ее последовательных этапах подчиняется А.п., дает феноменологическая теория семантически насыщенного мэона В.В. Налимова - Л.В. Лескова. Из этой теории следует принцип семантического давления, которое направляет процессы эволюции в сторону все более сложных форм организации вещества.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 23-24.

Литература:

Павленко А.Н. Антропньц космологический принцип // Философские исследования. 1995.№4;

Розенталь И.Л. Проблемь начала и конца Метагалактики. М., 1985.