Аватара (Кузнецов, 2007)

АВАТАРА (санскр. ava — низ, tri — переходить; букв.: нисхождение, сошествие) — понятие индийского религиозно-философского сознания, принятое в индуизме и буддизме для обозначения нисхождения божества в мир в антропоморфном, зооморфном или ином превращенном облике. Есть основания полагать, что предпосылкой идеи А. выступал образ Пуруши (Ригведа, X. 90). Термин появляется в поздних упанишадах и содержательно разрабатывается в древнем индийском эпосе. Его включение в понятийный строй обусловлено развитием теистических систем религиозно-философской мысли Древней Индии. Концепция А. согласовывала представления о трансцендентном бытии божества с идеей его имманентного присутствия в мире. Образы и последовательность А. соотнесены религиозным мышлением с представлениями о судьбах мира в круговращении циклов истории: нисхождение конкретной А. соответствует определенному порядку мироздания и религиозно-нравственному состоянию людей. А. приходят в свой срок, чтобы исполнить свою миссию, и в срок уходят по истечении отмеренного времени — последовательность А. образует, как правило, эсхатологическую перспективу, замыкающую отдельный цикл истории. Нисхождение А. задает в представлениях о времени особое измерение — «священную историю».

Опираясь на концепцию А., индийские религиозные течения систематизировали состав пантеона: основанием тому служила мысль, что то или иное божество является А. другого божества — так складывалась иерархия богов вишнуистской, шиваистской, кришнаитской и других теологий. В вишнуизме главное действующее лицо превращений — Вишну, его А. — Кришна, Рама и др. В межконфессиональном диалоге индуистских и христианских мыслителей концепция А. рассматривается в связи с догматом Боговоплощения, подчеркиваются их различия: например, учение об А. предполагает множественность нисхождений, воплощение Христа — «одно для всех»; природа А. — божественна, христианская идея Боговоплощения провозглашает двуединство природы Иисуса Христа. Значительные расхождения существуют между концепцией А. и христианским учением о кенозисе. В современном религиоведении термин «А.» используется для обозначения типа теофании, отличающегося от принятых в христианстве представлений о Боговоплощении.

Литература:

Bhandakhar R.G. Vaisnavism, saivism and minor religions system. Varanasi, 1965; Otto R. India's religion of grace and Christianity compared and contrasted. L., 1930; Parrider G. Avatars and Incarnation. L., 1970.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 1-2.

Понятие: