Имманентная школа в философии
ИММАНЕНТНАЯ ШКОЛА В ФИЛОСОФИИ (лат. immanens — присущий, свойственный) — одно из субъективно-идеалистических направлений в философии конца 19 века. Наиболее известными его представителями были В. Шуппе, Р. Шуберт-Зольдерн, И. Ремке, А. Леклер. Свое родство с этим направлением признавали Мах, Авенариус. Оно имело сторонников в России (Лосский и др.). Имманенты выступали с критикой учения Канта о «вещи в себе» (т. наз. критика Канта справа), с требованием вернуться от кантианства к Беркли и Юму. Основные тезисы этой философии: существует только то, что мыслится, бытие имманентно сознанию, объект неразрывно связан с субъектом. Чтобы избежать солипсизма, имманенты (за исключением Шуберта-Зольдерна, открыто заявлявшего, что он стоит на позициях «теоретико-познавательного солипсизма») ввели понятие сознания вообще, или родового сознания, существующего якобы независимо от человеческого мозга. Глубокая критика имманентной философии, ее прямой связи с религией была дана Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм» (Т. 18. С. 222). Отрицание имманентами теории отражения, характеристика познания как «вхождения вещей в сознание» были позднее восприняты представителями неореализма. К началу 20 века Имманентная школа в философии выродилась во множество мелких течений.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 156.