Ламаизм (Кузнецов)
ЛАМАИЗМ (от тибетского «лама», букв.: высочайший) — одно из основных направлений в буддизме. Сложился в VII— XIV вв. в Тибете на основе махаяны и тантризма, воспринявших элементы религии тибетцев бонпо, в частности представления о множестве духов, населявших природу и большей частью враждебных человеку: в небесах царят могущественные боги — лха, на земле — владыки урожая сабдаги, в водах — духи лу и т.д. В конце XVI в. Л. распространился среди монголов, а в XVII в. проник на территорию России, где нашел последователей среди бурят, калмыков, тувинцев. Особая роль в Л. принадлежит ламам — буддийским монахам в Тибете, Монголии. Без лам верующий не может достичь нирваны. Им надо повиноваться беспрекословно. Во главе всех лам стоит далай-лама (от монгольско-тибетского, букв.: море лама, т.е. лама, великий, как море). До присоединения Тибета к Китаю в 1951 г. этот титул носил также глава светской власти в Тибете. Титул установлен в 1391 г. Далай-лама считается земным воплощением бодхисатвы Авалокитешвары. Далай-лама — живой бог. Смерть живого бога становится началом его нового земного воплощения. После смерти Далай-ламы отыскивают младенца, в которого воплотилась его божественная сущность. Младенец помещается в монастырь, где получает соответствующее воспитание. До достижения новым Далай-ламой совершеннолетия его функции выполняются регентом. Далай-лама имеет внешние отличия: золотая печать, даруемая императором, желтые носилки — чжоэ-цзы, желтый зонт, опахало из перьев хвоста павлина. Желтый зонт символизирует солнечный круг. Каноническую основу Л. составляют сбор-ники текстов - Еанджур (108 томов) и Данджур (225 томов). Для Л. характерны пышные богослужения в монастырях — дацанах, где имеется много картин религиозного содержания. Центральное место среди них занимает картина, известная под санскритско- монгольским названием «сансариин-хурдэ» (колесо сансары, т.е. колесо жизни). Страшный дух-мангус, слуга владыки смерти держит в когтях большой круг, символизирующий мир страданий. В центре круга переплелись тела змеи, петуха и свиньи. Они — символы злобы, сладострастия, невежества. На картине изображается мир сансары в виде пяти секторов. При этом внизу помещается ад, а миры людей и небожителей — тенгриев и ассуриев — расположены в верхних секторах круга. ВЛ. естьучениео 12видан,т.е. этапов, которые каждое живое существо про-ходит в процессе своего перерождения. Рай связывается с буддой Амитабой, который, по учению Л., уничтожил главную причину перерождений-страданий — сладострастие. Обитатели рая помнят все свои деяния в течение 180 млрд своих прежних перерождений, что должно помочь их окончательному спасению. Основу этики Л. составляет учение о «десяти черных грехах» и «десяти белых добродетелях». Каноническая книга Л. «Тонилхуйн чимэк» («Украшение спасения») делит «черные грехи» на три категории. Первая — грехи телесные: убийство, воровство, прелюбодеяние. Вторая — грехи речи: ложь, клевета, злословие, насмешка. Третья — грехи сознания: зависть, злоба, ересь. Соответственно классифицируются и добродетели. Первый вид: милосердие, раздача милостыни, нравственная чистота — это добродетели тела. К добродетелям речи относятся правдивость, отсутствие вражды, вежливость и почитание «священного писания». Наконец, добродетели сознания — умеренность, сострадательность, вера в истину религий. В Л. большое развитие получила обрядовая сторона. Одной из ведущих форм обряда является молитва, которая должна произноситься на тибетском языке. Кроме того, ламаисты используют элементы магии, шаманства, заклинаний. Л. имеет свою механизацию молитв. В полые цилиндры закладываются молитвенные тексты. Цилиндр вращается. Считается, что один оборот цилиндра равноценен прочтению всех заключенных в нем молитв. В Л. все божества разделяются на несколько рангов: будды (пять из них уже явились миру. Пятым был Шакьямуни, следующим будет Майтрея); идамы или божества-хранители; будды, обретшие человеческий облик; божества-бодхисатвы; различные духи, например, дхармапалы, или хранители закона. В Л. развита медицина, основанная на физическом и психическом воздействии на больного в сочетании с использованием различных трав. В Россию Л. проникает в XVII-XVIII вв. Центр Л. в России - Иволгинский дацан в Бурятии (недалеко от Улан-Удэ), в котором размещается Духовное управление буддистов.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 276-277.