Акимиты
АКИМИТЫ — «неусыпные»; особый тип византийского монашества, установивший для себя правилом круглосуточное богослужение в своих храмах. Для этого общины акимитов обычно разбивались на три сменяющие друг друга группы. Монашеское служение акимитов было основано в начале V в. архимандритом Александром Сирийцем, видным реформатором монашеской жизни. Он принес из Сирии в византийскую столицу новый порядок, который требовал от монахов пребывания в бедности и молитвах и при этом существенно сокращал время на занятия ручным трудом. Сначала Александр обосновался в Константинополе, около храма Святого Мины, в квартале Манганы, но вскоре вынужден был оставить столицу из-за преследований со стороны многочисленного и развращенного столичного монашества. После короткого пребывания в монастыре Святого Ипатия в Руфинианах, где императрица Пульхерия предоставила акимитам полную свободу действий, община расположилась в Гомоне, на азиатском берегу, у северного входа в Босфор. После смерти Александра, около 430 г., монастырская община перебралась в имение Ириней, переданное ей в дар одним из сторонников акимитов и находившееся ближе к столице, но также на азиатском берегу Босфора в Вифинии. В период сорокалетнего управления монастырем святого Маркелла обитель существенно расширилась и окрепла, приобрела вес и уважение в церковных кругах. На крупное пожертвование некого Фаретрия, принявшего постриг у акимитов вместе со своими сыновьями, Маркелл отстроил храм, монастырские кельи и странноприимный дом с больницей. В то же время акимиты собрали большое количество реликвий, в том числе мощи святого мученика Урсицина из Иллирии. Братия монастыря увеличилась до нескольких сотен насельников, из числа которых нередко избирались настоятели для других монастырей. Часть монаховакимитов столичный вельможа, патрикий Студий поселил в основанном им константинопольском Студийском монастыре Иоанна Продрома. В 463 г. св. Маркелл сыграл выдающуюся роль в борьбе Православной Церкви с ересью архимандрита-монофизита Евтихия, выступал против приверженца арианства кесаря Патрикия, сына полководца Аспара, претендовавшего на императорский престол. В годы акакианского раскола архимандрит акимитов Кирилл оказался на стороне противников константинопольского патриарха Акакия (471-489) и поддерживал отношения с римским престолом. В 515 г. представители акимитов обосновались в Бургундии, в монастыре Святого Мориса в г. Аганум (совр. город Сан-Морис, Швейцария), оказывая значительное влияние на духовную жизнь этого региона. В 518 г. архимандрит акимитов Еветий был одним из тех, кто подписал обращение игуменов к церковному Собору, на котором был положен конец акакианскому расколу. Однако чрезмерный пыл в борьбе с монофизитами привел часть акимитов в несториан- ство, за что они по настоянию императора Юстиниана I (527-565) подверглись осуждению римским папой Иоанном II в 534 г. Несмотря на это, несторианство продолжало распространяться среди них, и в 536 г. папа Сильверий (536-537) отлучил заблудших и предал их анафеме. К X в. монастырь из Вифинии был перенесен в Константинополь. В 1200 г. в столичном монастыре Акимитов все еще проводились непрерывные богослужения, но после латинского завоевания Константинополя в 1204 г. византийские летописи никаких известий об акимитах более не содержат. Бывший игумен акимитов Максим в 1216 г. стал константинопольским патриархом с резиденцией в Никее.
Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 54-55.