Каузальности принцип
КАУЗАЛЬНОСТИ (ПРИНЦИП) (CAUSALITE, PRINCIPE DE -). Принцип каузальности гласит: все происходящее имеет свою причину, и в одних и тех же условиях одни и те же причины порождают одни и те же следствия. В принципе каузальности находят выражение наше стремление рационализировать реальную действительность и наша вера в незыблемость ее законов. Эта вера, как и любая вера, абсолютно бездоказательна, хотя до сих пор никому еще не удалось опровергнуть принцип каузальности. Тем не менее не следует смешивать его с абсолютным детерминизмом, предполагающим не только постоянство законов природы, но также единство и непрерывность причинно-следственных цепочек во времени: данное состояние универсума проистекает из всех его предыдущих состояний и необходимо обусловливает все будущие состояния (вот почему детерминизм в этом строгом смысле равнозначен учению о предопределении, согласно которому все в мире идет по некоему заранее предначертанному плану). Точно так же и индетерминизм не противоречит принципу каузальности, но утверждает множественность и прерывистость причинно-следственных цепочек. Так, у Лукреция clinamen (спонтанное отклонение) отнюдь не беспричинен (его причиной является атом), но он не имеет предшествующей причины и являет собой чистое настоящее, не сводимое и не объяснимое никаким прошлым. Clinamen проявляется incerto tempore, incertique locis (не детерминирован во времени и в пространстве). Как отмечает Марсель Конш, «никакого противоречия с принципом каузальности здесь нет, ибо этот принцип как таковой отнюдь не означает, что всякая причина должна производить следствие в определенных условиях времени и пространства». Понятие clinamen'a опровергает так называемую судьбу физиков, т. е. учение о предопределении, а вовсе не рациональность действительности (каузальность).
Нетрудно заметить, что всякая причина, являясь фактом реальной действительности, должна иметь свою причину, которая в свою очередь также должна иметь причину, и так до бесконечности. Благодаря Спинозе это явление принято называть бесконечной цепочкой конечных причин («Этика», часть I, теорема 28). Детерминизм предполагает, что эта цепочка неразрывна; индетерминизм настаивает на ее прерывистости. Но и это еще не все. С точки зрения метафизики бесконечно повторяемое применение принципа каузальности вызывает необходимость (если мы не хотим попасть в ловушку дурной бесконечности) существования первопричины, которая не будет иметь никаких причин и будет причиной самой себе. Таким образом, принцип каузальности, доведенный до абсолюта, превращается в собственное опровержение (причина без причины) или замыкает рассуждение в кольцо (причина, являющаяся причиной самой себе). Если Бог — причина всего, то что есть причина Бога? А если Бога нет, то что есть причина всего?
Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 249-250.