Канон Новозаветный
КАНОН НОВОЗАВЕТНЫЙ. Новозаветный корпус сформировался к 140 г., но его канонизация произошла позднее. На основе гностических текстов Маркиона (II в.), который принимал Евангелие от Луки и десять посланий ап. Павла, сочинений Иустина Мученика (ум. в 166 г.), Татиана (II в.), Иринея Лионского (ум. ок. 202 г.), Климента Александрийского (ум. до 216 г.), Тертуллиана (ум. после 220 г.), Феофила Александрийского (ум. в 412 г.), миланского фрагмента Л.А. Муратори можно утверждать, что к концу II в. в К.н. повсеместно входят: Четвероевангелие, Деяния, 13 посланий ап. Павла, 1-е послание ап. Петра, 1-е послание ап. Иоанна и Апокалипсис Иоанна. Подлинность посланий Иуды, 2-го и 3-го Иоанна, 2-го Петра, Иакова и по-слания к Евреям вызывала споры. К канону тесно примыкали и даже иногда сливались с ним Апокалипсис Петра, «Пастырь» Ермы, «Учение двенадцати апостолов», 1-е послание Климента и послание Варнавы. Так, например, во фрагменте Муратори пропущены послания к Евреям, 1-е и 2-е Петра, 3-е Иоанна и Иакова, но указан Апокалипсис Петра. Не четки представления о каноне у Климента Александрийского. Он цитирует все книги как священные: Четвероевангелие, Евангелие Евреев, 14 посланий ап. Павла, Деяния, три послания ап. Иоанна, два послания ап. Петра, два Апокалипсиса — Петра и Иоанна, «Учение двенадцати апостолов», «Пастырь» Ермы и 1-е послание Климента.
Ориген в вопросе каноничности текстов Нового Завета занимал более четкую позицию. Он различал общепризнанные книги (Четвероевангелие, Деяния, 13 посланий ап. Павла, 1-е Петра, 1-е Иоанна и Апокалипсис Иоанна) и спорные, но многими принимаемые (послания к Евреям, 2-е Петра, 2-е и 3-е Иоанна, Иуды, Иакова, Варнавы и «Учение двенадцати апостолов»). Евсевий Кеса- рийский (ум. ок. 340 г.) делит книги на те же два разряда, но среди общепризнанных, в отличие от Оригена, называет послание к Евреям, а послание Варнавы, «Учение двенадцати апостолов», «Пастырь» Ермы, Деяния Павла и Апокалипсис Петра вообще относит к «подложным».
Западные соборы прежде восточных утвер-ждают полный канон Нового Завета, включая Апокалипсис. Перечень 27 книг содержат соборы, состоявшиеся в Гиппоне (393), в Карфагене (397), в Риме (493). И только в эпоху Реформации вновь возникли разногласия по поводу «спорных» книг, в результате которых шесть посланий (2-е Петра, 2-е и 3-е Иоанна, Иакова, Иуды, к Евреям) и Апокалипсис не были исключены из канона, но получили статус второстепенных — «второканоничных». Второканоничными — девтероканонами — иногда именовались также те книги Септуагинты, которых нет в еврейском протоканоне (Танахе). В узком же смысле слова девтероканоном является только 1-я книга Ездры Септуагинты.
Все современные переводы Библии — и православные, и католические, и протестантские — содержат 27 книг Нового Завета: 4 Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна); Деяния Апостолов; 7 соборных посланий (Иакова, 1-е и 2-е Петра, 1, 2 и 3-е Иоанна, Иуды); 14 посланий ап. Павла (к Римлянам, два к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, два к Фессалоникийцам, два к Тимофею, к Титу, к Филимону, к Евреям) и Откровение Иоанна Богослова. Vulgata в качестве новозаветного псевдоэпиграфа содержит также послание ап. Павла к Лаоди- кийцам.
В католической традиции иногда также именуют «каноном» кодификацию параллельных мест Библии, в особенности синоптических евангелий.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 242.