Доказательства бытия бога (Фролов, 1991)

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА — выдвинутые идеалистической философией логические доказательства главного догмата религии — веры в существование бога. Известны 3 основных доказательства бытия бога. Космологическое (встречается уже у Платона и Аристотеля; в новое время его отстаивали Лейбниц и Вольф): бог существует как первопричина всех вещей и явлений. Это доказательство основано на антинаучном допущении конечности мира во времени и существования его нематериальной причины. Телеологическое доказательство (было выдвинуто Сократом и Платоном, затем развивалось стоиками): в природе все устроено настолько целесообразно, что это можно объяснить, лишь допустив существование сверхъестественного разумного существа, упорядочивающего все явления. Этот аргумент опровергнут эволюционной теорией Дарвина, доказавшей, что целесообразность в живой природе имеет естественные причины. Онтологическое доказательство было выдвинуто Августином, который утверждал, будто у всех людей имеется понятие о боге как о совершенном существе. Но понятие не может возникнуть, если нет совершенного существа в действительности. Следовательно, бог существует. В средние века это доказательство отстаивал Ансельм Кентерберийский. Несостоятельность онтологического доказательства, отождествляющего мысленное с объективно-реальным, настолько очевидна, что против него выступали не только философы-материалисты, но и мн. теологи; его, например, отклонял Фома Аквинский. В различных идеалистических учениях приняты и др. Доказательства бытия бога — гносеологическое, психологическое, нравственное. Опровержение доказательства бытия бога в рамках идеализма принадлежит Канту, который утверждал, что бог является сверхопытным, умопостигаемым существом и поэтому его существование недоказуемо. Анализ доказательств бытия бога показывает, что все они содержат логическую ошибку (круг в доказательстве) и в конечном счете основываются на слепой вере.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 126.