Ислам (Кузнецов, 2007)
ИСЛАМ (араб, ал-ислам — предание себя Богу, покорность) — одна из трех мировых религий, наряду с христианством и буддизмом. Синонимом «ал-ислам» является арабское «муслим» (отсюда — мусульманин, мусульмане). Число последователей И. превышает 1 млрд человек. В 28 афро-азиатских государствах И. является официальной или государственной религией. В России И. — второе по числу последователей религиозное направление после православия. В Российской Федерации мусульмане проживают в регионах Северного Кавказа, Поволжья, Приуралья, Сибири, а также в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге и др.
Возник И. в начале VII в. в Западной Аравии (Хиджаз) среди арабских племен в период разложения родоплеменных отношений и образования классового общества и государства. Основатель И., пророк Мухаммед (570—632) из рода хашимитов мекканского племени курейш, в 610 г. выступил в роли религиозного проповедника с призывом к сплочению арабов под знаменем единого Бога Аллаха. Столкнувшись с сопротивлением со стороны язычников, он с небольшой группой приверженцев переселился из Мекки в Медину (т.е. совершил «хиджру»), и 16 июля 622 г. стало позже точкой отсчета для мусульманского летосчисления, а по-арабски это — первый день лунного месяца мухарам. В Медине сложилась мусульманская община — умма, ставшая ядром будущего мусульманского государства.
Главным источником вероучения, как и руководством практической жизнью любого мусульманина, является Коран. Вторая после Корана священная книга мусульман — Сунна (араб, ас-сунна — обычай, пример, поведение, традиция), «Священное предание», изложенное в хадисах — сборниках рассказов о деяниях и изречениях пророка Мухаммеда. Сунна состоит из шести канонических сборников и призвана освещать вопросы веры, не разработанные в Коране, дополнять и пояснять его.
На основе Корана и Сунны в VIII в. начал оформляться шариат (араб, аш-шариа — прямой, правильный путь, закон, предписание) — свод мусульманских законов, юридических норм, правил поведения, социально-религиозной жизни и поступков мусульманина.
Основной догмат И. — строго подчеркнутый монотеизм, вера в единого Бога Аллаха (таувхид) и его пророка Мухаммеда. Догматико-ритуальной основой И. являются «пять столпов» (аркан ад-дин), основных религиозных предписаний. Первый столп выражает символ веры (аш-шахада): «Нет Бога, кроме единого Аллаха, и Мухаммед — пророк его». Второе предписание ас-салат (персид. намаз, араб, салят) — молитва. Мусульманин обязан индивидуально или коллективно в течение суток совершать пятикратную молитву, от которой освобождаются лишь больные, немощные и маленькие дети. Третий столп (перс, ураза, араб, ас-саум) — соблюдение поста в священный месяц рамадан (9-й месяц в году) в течение 30 дней, начиная с семилетнего возраста. Во время поста от восхода до заката солнца не разрешается есть, пить, курить, резвиться. От поста освобождаются больные, старики, малые дети, беременные женщины и пр. С уразой связаны мусульманские праздники: ураза-байрам — праздник разговения, посвященный окончанию поста, и курбан-байрам — праздник жертвоприношения, отмечаемый в десятый день 12-го месяца мусульманского календаря — зульхиджа. Четвертый столп аз-закат (закят) - обязательная уплата ежегодного налога, взимаемого с имущества богатых в пользу нуждающихся мусульман. Его платят только взрослые дееспособные мусульмане с доходов от различного рода деятельности, недвижимости, богатства. Кроме того, каждому мусульманину предписывается еще и садака — добровольное пожертвование нищим, а также на богоугодные нужды (строительство мечетей, больниц и т.д.). Пятый столп предписывает, что мусульманин должен один раз в земной жизни в 12-й месяц мусульманского календаря совершить хадж (паломничество) в Мекку, к священному храму Кааба и другим святыням. Во время хаджа положено семь раз обойти вокруг Каабы и приложиться к хранящемуся там черному камню, считающемуся главной святыней И. Этот обряд состоит из нескольких ритуалов, длящихся 11 дней.
В И. разработана концепция джихада (араб, усиление), который понимается по- разному, но обычно означает «борьбу за веру», в том числе вооруженную борьбу с неверными во имя торжества И. Наряду с перечисленными принципами И. предписывает ряд дополнительных обязанностей: обрезание — хитан, бракосочетание — завадж, погребение — дафн, джамаза и запрещает пить вино, есть свинину, изображать людей и животных и т.д.
Одно из ключевых понятий в И. — иман, означает веру в религию. Свидетельством наличия имана является вера в Аллаха, Его ангелов, Его писаний, Его пророков, в Судный день и в предопределение. Высшая ступень веры — ихсан означает полное принятие всех догматов веры без сомнений и перетолкования. «Поклоняться Аллаху так, как будто ты видишь Его, и если даже ты не видишь Его, то, поистине, Он тебя видит» — таковым было толкование ихсана пророком. Как догматическое понятие ихсан вместе с понятиями И. и иман составляют общее понятие «дин» — религия, где под ихсаном подразумевается искренность при исполнении религиозных обязанностей.
Во второй половине VII в. в связи с решением вопроса о наследовании верховной власти в И. образовались три основные направления: суннизм, сторонники которого считают, что халифом должен быть выходец из племени пророка Мухаммеда курейш; шиизм, сторонники которого считают, что халифом должен быть только прямой потомок пророка или его зятя Али; хариджиты, сторонники которого считают, что халифом может быть любой мусульманин, избранный и признанный общиной.
В XVIII—XIX вв. внутри И. оформляется мистико-аскетическое течение — суфизм, согласно которому высшей целью жизни является мистическое соединение души человека с Богом, отрешение от земного. В мусульманском мире имеется более сотни школ, именуемых братствами или орденами, которые проповедуют идеи суфизма. В середине XVIII в. в среде И. ханбалитского направления возникло религиозно-политическое течение — ваххабизм, проповедовавший очищение И. от поздних наслоений и нововведений, возврат к первоначальным исламским принципам.
И. играет важную роль в политической и социокультурной жизни мусульманских стран, а также в международных отношениях. В последние годы возникло немало региональных и международных организаций, объединяющих мусульман. Крупнейшие из них — Организация исламской конференции (ОИК), Лига исламского мира, Афро-азиатская исламская организация, Исламский совет Европы и др.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 219-220.