Буддизм в Юго-Восточной Азии
В странах Юго-Восточной Азии буддизм уступает по числу приверженцев только исламу. Его придерживается примерно третья часть (свыше 34%) населения этого региона Азии. В 1976 г. здесь насчитывалось свыше 115 млн. буддистов. Буддизм является преобладающим вероисповеданием в странах Индокитайского полуострова, где сосредоточено свыше 94% буддистов Юго-Восточной Азии, в то время как в остальных государствах региона — менее 6%. Самые крупные общины буддистов находятся в Таиланде, где сконцентрировано около 34% приверженцев этой религии в Юго-Восточной Азии, во Вьетнаме — немногим более 28,4 и в Бирме — свыше 22%. В Кампучии проживало около 7% общей численности буддистов этого региона Азии (сейчас, в связи с трагическими событиями 1975—1978 гг., вероятно, значительно меньше), на территории Лаоса — около 2,7, в Малайзии — 2, в Индонезии — около 2,6, в Сингапуре — менее 1%, и небольшие группы буддистов можно встретить среди населения Брунея, Филиппин и Восточного Тимора. В странах Индокитайского полуострова буддизма придерживается свыше 76% жителей, а в островных государствах — лишь 1,6% населения.
Что касается отдельных стран Юго-Восточной Азии, то наиболее высокая доля буддистов в населении была характерна для Кампучии — 93% всех жителей страны; в Таиланде буддисты составляли 91—92% населения, в Бирме — 80—82, в Лаосе примерно 77, во Вьетнаме — от 73 до 76%. В остальных странах буддисты составляют религиозные (национально-религиозные) меньшинства: в Сингапуре буддистами являются до 40% жителей, в Малайзии — 19—20, в Брунее — 13,5, в Индонезии — от 1,5 до 2, на Филиппинах и Восточном Тиморе — менее 0,5%.
В национальном отношении буддизма придерживаются большинство бирманцев, сиамцев (таи), лаосцев, кхмеров, значительное число вьетнамцев — в общем большинство самых крупных народов Индокитайского полуострова. Гораздо сложнее определить численность буддистов среди китайского населения Юго-Восточной Азии, поскольку большей частью китайцы исповедуют одновременно несколько религий — конфуцианство, даосизм, буддизм, а также христианство и др. При определении сторонников буддизма среди китайцев были использованы побочные методы. Обычно китайцы, которые проживают среди буддистов, большей частью придерживаются, хотя бы официально, также буддизма (в сочетании с конфуцианством или даосизмом). Например, в Бирме и Таилан де большинство китайцев — буддисты. Во Вьетнаме о преобладании среди китайцев той или иной религии судить трудно. Среди индонезийских китайцев преобладает буддизм, но наряду с ним значительным влиянием пользуется христианство. На Филиппинах подавляющая часть китайцев — христиане (большинство католи-
[19]
ки, меньшинство протестанты), а буддизма, по официальным данным, здесь придерживается лишь от 40 до 50 тыс. китайцев. Трудно установить точную численность буддистов во Вьетнаме. О сложности определения религиозной принадлежности живущих во Вьетнаме китайцев уже говорилось. Среди самих вьетнамцев, во-первых, имеется значительное число атеистов, особенно на севере страны. Во-вторых, часть вьетнамских верующих является приверженцами синкретических сект и организаций. В-третьих, среди вьетнамцев имеется прослойка христианского населения (на юге страны, например, до 12—15% жителей). В то же время точные статистические сведения по южным районам страны пока отсутствуют, в связи с чем нередко очень сложно назвать преобладающее вероисповедание той или иной группы населения.
Буддизм является древнейшей мировой религией, возникшей на территории Северной Индии примерно в середине V в. до н. э. Как утверждают исследователи истории буддизма, первоначально эта религия возникла как одна из сект в брахманизме. В течение нескольких веков буддизм распространялся по территории Индостанского полуострова. Но только при Ашоке (в III в. до и. э.) он получил официальную поддержку и покровительство со стороны государства. С этого времени начинается более интенсивное проникновение буддизма и в другие районы Южной Азии (где его центром стал о-в Шри Ланка), а затем и в Юго-Восточную Азию.
Моны, жившие в первые века нашей эры на юге современной Бирмы, уже исповедовали эту религию. Тогда же (I—II вв. н. э.) стал распространяться буддизм среди монов Центрального Индокитая. В Кампучии распространение буддизма произошло в первые века нашей эры, а господствующей эта религия стала к XIII в. В Северный Вьетнам буддизм стал проникать со II—III вв. н. э., а утвердился примерно в VI в. Первые сведения о появлении буддизма на Малаккском полуострове относятся ко II в. н. э. Здесь он достигает своего расцвета к VIII в. На территории Западной Индонезии буддизм распространяется в течение V—VII вв. н. э. В VIII—IX вв. он был преобладающей религией на Центральной Яве. Буддийские государства сложились в это время на Яве и Суматре, а затем эта религия распространилась и на другие острова — Бали, Калимантан. Единственное государство Юго-Восточной Азии, где буддизм практически не был распространен среди местного населения,— это Филиппины.
Основателем буддизма буддийская религиозная литература называет Сиддхартху Гаутаму, известного также под именем «Шакь-ямуни», т. е. «отшельник из племени шакьев». Время его жизни определяется обычно между 560 и 480 гг. до н. э. Согласно преданию, Сиддхартха, происходивший из царского рода Гаутамы, в 29 лет ушел из дому, чтобы найти путь избавления от страданий для себя и человечества. Пробыв отшельником семь лет, он нашел путь к спасению, после чего получил имя «Будда», что озна-
[20]
чает «просветленный знанием», «уразумевший». Свое учение, согласно буддийской традиции, он стал проповедовать на рубеже VI—V вв. до н. э.
Возникновение буддизма было реакцией на социальное неравенство и брахманизм с его жесткой системой варн (каст). Буддизм в отличие от брахманизма признавал всех людей равными, но наряду с этим он проповедовал пассивное отношение к несправедливости и к земной жизни вообще. В основу философского учения буддизма положены «четыре священные истины», которые в конечном счете и определяют буддийскую религиозно-философскую систему: жизнь — это страдание (и зло); активная жизнь — это причина страдания; освобождение от желаний жизни — это избавление от страданий; способы освобождения от желаний в жизни — это путь к освобождению от страданий. В отличие от христианства, ислама и других религий в буддизме нет деления «бог и мир», «божественное и мирское». Любой человек, достигший полного освобождения от страданий, может пребывать в нирване. Нирвана («успокоение, вечное блаженство») в буддизме — состояние духа человека, который освобождается от земных желаний и страданий и после смерти уже не будет возрождаться в новой телесной оболочке. От брахманизма буддизм воспринял веру в перевоплощения (или переселение душ) с той лишь разницей, что в буддизме любое перевоплощение несет с собой страдание. Реальной возможностью уменьшить число будущих перерождений, согласно учению буддизма, является вступление в монашескую сангху, т. е. разрыв с мирской жизнью.
Как и в других религиях, в среде буддизма с первых же веков его существования стали возникать различные секты, число которых достигало около двух десятков, по другим сведениям — свыше 30. Согласно буддийской традиции, неоднократно созывались соборы, на которых решались различные вопросы вероучения. Известны соборы в Раджагрихе (V в. до н. э.), Вайшали (IV в. до н. э.), Паталипутре (III в. до н. э.) и Кашмире (II в. н. э.). В отношении этих соборов много неясного и спорного. Особенные сомнения вызывают у некоторых исследователей первые три собора, которые носили скорее местный характер, чем всеобщий.
В современном буддизме существует два главных направления — хинаяна и махаяна. Хинаяна (в переводе с санскрита означает «малая колесница», или «узкий путь спасения») — это философски первоначальный буддизм. Для учения этого направления характерно, что нирваны человек может достичь только путем личного совершенствования, независимо от каких-либо внешних сил. Ключом добродетели является, по мнению сторонников хинаяны, мудрость. Идеалом в этом направлении буддизма является архат (достигший высшей стадии совершенства, или освобождения, буквальный перевод — «достойный»). В связи с этим в хинаяне большое значение приобрело пребывание в монашестве.
[21]
[КАРТА]
Буддизм, конфуцианство и даосизм
Основными являются не понятия «души» и «божественного», а само религиозное учение. Хинаянисты считают Будду исторической личностью и полагают, что он не обладает божественной силой, а является, скорее, высшим образцом для человека, который может стать таким же путем познания. Хинаяна делится на ряд школ: тхераваду, вайбхашику, саутрантику и др. В настоящее время хинаяну нередко называют тхеравадой («учение старейших»). Обрядность в хинаяне довольно простая — в первую очередь она связана с культом Будды, почитанием священных мест, поклонением реликвиям и т. д.
В течение веков хинаянистская сангха превратилась в своеобразную религиозную организацию, которая стала руководить религиозной жизнью рядовых буддистов. Монастыри, где проживали монахи, стали превращаться в крупных землевладельцев. Среди сторонников хинаяны получили распространение секты: дхамма-ютика-никайя, маха-ник ай я и др. Под «никайя» понимают не секты в прямом смысле слова, а скорее секты или школы в
[22]
буддийской общине или же деление сторонников определенной школы среди буддистов одной страны.
Хинаяна широко распространилась в Юго-Восточной Азии и является в настоящее время преобладающим направлением в Бирме, Таиланде, Лаосе, Кампучии.
Первым крупным ответвлением в первоначальном буддизме была секта махасангхиков, возникшая в IV в. до н. э. (в переводе — «большая община»), в свою очередь также делившаяся на самостоятельные школы — локоттаравадинов, праджнаптивадов и кайтианов. Из среды этой секты впоследствии и родилось учение, которое к началу I в. н. э. превратилось в самостоятельное направление в буддизме — махаяна. Это произошло, согласно традиции, в конце I в. н. э. при кушанском царе Канишке, который созвал буддийский собор. Основателем махаяны считается буддийский проповедник философ Нагарджуна.
Махаяна в переводе с санскрита означает «большая колесница», или «широкий путь спасения». Создатели этого направления стремились ослабить различия между буддистами мирянами и монахами, тем самым пытаясь усилить влияние идеологии буддизма на все общество. Идеалом в махаяне считается не архат, как в хинаяне, а бодхисатва (или бодисатва — «просветленный»; «тот, чья сущность — просветление»); это ступень к достижению нирваны. Впоследствии сложился культ и пантеон бодхисатв. Религиозное спасение наступит тогда, когда все достигнут нирваны (т. е. на первое место в этом направлении буддизма ставилось не личное спасение, а спасение других). Ключом добродетели является сострадание (каруна). Махаянисты к Будде относятся как к спасителю. От монахов требуется более активная пропаганда философии буддизма среди народных масс. Культ в этом направлении сложнее, чем в хинаяне, ритуал более пышный.
Буддизм махаяны, который распространился в странах Центральной и Восточной Азии, воспринял многое от местных религиозных традиций; впоследствии он трансформировался и разбил ся на ряд сект. Так, в V в. в Китае на основе учения «дхьяна» (от санскр. «дхьяна» — созерцание, размышление) возникла секта чань (японское дзен). В основе учения этой секты лежит утверждение, что бодхисатвой можно стать путем созерцания (самосозерцания), с помощью состояния медитации и т. д.
В V в. н. э. появляется особое направление в махаянистском буддизме — ваджраяна (букв, «алмазная колесница»; ваджапарвата, ваджирия), которое восприняло многие элементы религиозной практики индуистского тантризма (эзотерические ритуалы, йогическая практика и т. д.). Нередко это направление называют тантрическим буддизмом. Ваджраяна получила в Центральной Азии и Тибете другое наименование — ламаизм. В отличие от махаяны в ламаизме бодхисатвы выступают и как божества, помогающие верующим в мирских делах. Большое место
[23]
отводится магии, с помощью которой, по мнению сторонников ламаизма, можно достичь нирваны. Отличается более усложненным культом и религиозной практикой.
В современной Юго-Восточной Азии направление махаяны наибольшее распространение получило среди вьетнамцев. Кроме того, приверженцами этого направления буддизма являются живущие в регионе китайцы. Сторонники махаяны преобладают во Вьетнаме, Сингапуре, Индонезии, Малайзии, на Филиппинах и Восточном Тиморе. Среди части вьетнамцев и китайцев есть последователи секты чань, называемой у вьетнамцев тхиен (тхьен).
[24]
Цитируется по изд.: Шпажников Г.А. Религии стран Юго-Восточной Азии. Справочник. М., 1980, с. 19-24.