Формальная логика (Строгович, 1949)

Предметом логики являются законы правильного мышления, т. е. такие законы, которым должно следовать мышление, чтобы быть непротиворечивым, связным, последовательным, чтобы выводы, получаемые в результате мыслительного процесса, были истинными, правильно отражающими объективную действительность. Мышление направляется на различные объекты в зависимости от того, что изучается; логика же изучает свойства самой мысли и те условия, которые мысль должна соблюдать, чтобы быть правильной.

В силу того, что логика изучает формы мышления различного содержания, в которых происходит развитие мыслей, она носит название формальной логики.

Буржуазные логики обычно придают понятию формальной логики такой смысл, будто она вообще не интересуется истинностью суждений и умозаключений, их соответствием действительности, а занимается проверкой только формальной согласованности и последовательности мыслей, независимо от того, верны или ложны эти мысли по существу. В этом смысле «формальная логика» приобретает характер «формалистической логики», оторванной от задач познания объективной действительности.

Такова была средневековая схоластическая логика, в таком смысле логика была развита в новое время немецким философом-идеалистом Кантом (1724—1804), и такое её понимание получило широкое распространение в современной буржуазной философии. Правильны или неправильны те исходные положения (посылки), из которых делаются выводы, соответствуют ли эти выводы действительности,— этот вопрос, по мнению буржуазных логиков, не интересует формальную логику, которая занимается только формальной правильностью рассуждений, формальной согласованностью мыслей, хотя бы сами мысли были ложны или просто нелепы.

Разумеется, мы не понимаем формальную логику в этом смысле и придаём ей совершенно иное значение — значение необходимого условия правильного мышления и, следовательно, познания действительности. Формальная логика формальна не потому, что она безразлична к содержанию наших мыслей, не потому, что она бессодержательна, а потому, что она вскрывает и изучает формы мысли, в которых выражается различное содержание, различные стороны и свойства объективной действительности. В мышлении человека отражается объективная действительность, и логика изучает формы мышления, в которых происходит это отражение. Объективная действительность многообразна, её явления имеют различные стороны и свойства, от которых и зависят формы мышления. Поэтому формы мышления всегда связаны с его содержанием и представляют собой отражение в сознании человека различных сторон и свойств объективной действительности. Мысли человека истинны тогда, когда они правильно отражают действительность, и ложны, когда они отражают действительность неправильно. Формальная логика, изучая формы мысли, содействует правильности, истинности мышления и тем самым помогает познанию действительности. Поэтому задача формальной логики состоит не в том, чтобы формально правильно связывать наши мысли независимо от того, истинны они или ложны, а в том, чтобы научить, как правильно выражать истинные мысли и из истинных мыслей делать истинные выводы, устранять ложные утверждения, приходить к правильным заключениям.

Наименование изучаемой нами логики формальной логикой имеет также то значение, что указывает на её отличие от диалектической логики, от материалистической диалектики, о чём ниже будет сказано особо»

Цитируется по изд.: Строгович М.С. Логика. М., 1949, с. 15-17.