Аватара (Степанянц, 2009)

ABATAPA (санскр. avatara— «нисхождение») — наиболее популярная индуистская модель манифестации божественной сущности в мире, освоенная преимущественно

[42]

вишнуизмом и означающая полное или частичное воплощение божества в зооморфных и антропоморфных формах с целью периодических восстановлений периодически деградирующего мира. Хотя представления о воплощениях божества, будучи тесно связанными с учением о реинкарнации (от обычного перевоплощения аватары отличаются своим целенаправленным характером) и мифами о метаморфозах мифологических персонажей, имели общеиндийское распространение, модель аватары обнаруживает отличия от аналогичных представлений в джайнизме и буддизме (ср. повествования о предшествовавших рождениях Будды в джатаках) своей иерархизированностью и связанностью с решением космологических задач. Отличны аватары Вишну и от «стихийных», временных, ситуативных воплощений различных богов, о которых свидетельствует эпопея «Махабхарата» (ср. герои — Пандавы Арджуна, Бхима, Карна, Юдхиштхира, Накула и Сахадэва как сыновья-воплощения соответственно Индры, Паваны, Солнца, Дхармы, близнецов Ашвинов).

Согласно П. Хакеру, идея аватары формировалась под знаком мифа о периодическом освобождении земли от груза первоначального бессмертия людей — земли, взывающей о помощи к богам (ср. Мбх. 1.58-59). Несомненно, мотив соперничества богов друг с другом, с людьми и с демонами является важной составляющей в эволюции представления об аватаре, которое само, в свою очередь, «воплощается» в нескольких терминологических редакциях. Можно считать, что первоначально идею аватары выражали понятия прадурбхава (явление), а также рупа (форма), вапус (прекрасная форма), тану (тело). Термин «аватара» начинает канонизироваться не ранее завершения кодификации «Махабхараты» и «Рамаяны» и сложения ранних пуран— около середины I тысячелетия н. э. Концепция же аватары была сформулирована раньше — в «Бхагавадгите», где Кришна сообщает Арджуне: «Хотя я непреходящ и являюсь владыкой живых существ, я являюсь в мир благо[1]даря собственной силе мистификации (майя), опираясь на собственную природу. Всякий раз, когда деградирует дхарма и преобладает ее противоположность, я — о потомок Бхараты! — посылаю себя в мир и так, ради защиты добрых и разрушения злых, а также ради поддержки дхармы я появляюсь в каждый мировой период» (IV.7-8). В том же тексте Кришна говорит о неисчислимости своих манифестаций — еибхути (Х.40), в число которых включаются первые боги (в их числе Шива), демоны, мудрецы, но также и мистификаторы (Х.36).

Однако к середине I тысячелетия н. э. формируется представление о десяти основных аватарах Вишну: 1) Рыба (Матсья), спасшая от потопа прародителя людей Ману, его семью, семь мудрецов-риши и Веды (сюжет заимствован из «Шатапатха-брахманы» 1.8.1); 2) Черепаха (Курма), добывшая погибшие во время потопа сокровища из мирового океана, в их числе напиток бессмертия (амрита), «корову желаний» Сурабху и боги[1]ню Лакшми (сюжет заимствован из той же «Шатапатха-брахманы» VII.5.1); 3) Вепрь (Вараха), убивший демона Хираньякшу и поднявший землю из вод космического океана на своих клыках (Мбх. III. 187 и ел.; ср. Шатапатха-брахмана XIV. 1.2); 4) Человеко-лев (Нарасинха), уничтоживший другого демона, Хираньякашипу, преследовавшего своего благочестивого сына Прахладу, почитателя Вишну, и поставившего перед богами условие, что он не может быть убит ни человеком, ни животным (Мбх. III. 100); 5) Карлик (Вамана), восстановивший власть над землей, воздушным пространством и небом, порабощенными демоном Бали, который добился всемогущества своими аскетическими подвигами (Мбх. III. 81, 100, 299), — сюжет восходит к ведийским космологическим представлениям о трех шагах Вишну, посредством которых он устанавливает пределы Вселенной; 6) Рама с топором (Парашурама) — брахман, более 20 раз уничтожавший мужчин-кшатриев из мести за убийство его отца Джамадагни одним из царей (этот «кровожадный» миф отражает соперничество сословий жрецов

[43]

и воинов за приоритет под углом зрения брахманской идеологии); 7) Рама, знаменитый царевич Айодхьи, сын Дашаратхи, герой «Рамаяны» (ср. Мбх. III. 258-275), выигравший войну на острове Ланка с царем демонов Раваной, который похитил его супругу Ситу; 8) Кришна — еще более популярный герой эпических сказа[1]ний, родом из клана Ядавов в Матхуре, спасшийся (вместе со своим братом Бала[1]рамой) от своего дяди — царя Кансы, прославившийся своими любовными утеха[1]ми с женами и дочерьми пастухов (гопи), убивший Кансу, овладевший Матхурой, ставший союзником Пандавов, поведавший «Бхагавадгиту» и случайно погибший после междоусобиц в Двараке от стрелы охотника; 9) Будда — Вишну принимает образ основателя буддизма, дабы не допустить демояов-асуров к пользованию жертвенными долями богов, соблазнив их своим нечестивым учением, отрицающим веру в Веды и священные обряды (позднее разрабатывается версия, согласно которой Вишну стал Буддой, чтобы положить конец жертвоприношениям животных, — «Гитаговинда» 1.1.13); 10) Калкин-Вишнуяшас — Вишну будущего времени («эсхатологическая аватара»), отчасти напоминающий будду будущего — Майтрею, который явится в конце нынешней мировой эпохи кали-юги верхом на белом коне с мечом в руке, дабы покарать «варваров» и «воссоздать землю для дваждырожденных» (ср. Мбх. III. 188-189).

Классический список аватар в пуранах насчитывает, как правило, 22 воплощения Вишну. Известнейший перечень «Бхагавата-пураны» (1.3.1) добавляет к вышеназванным также Первочеловека (Пуруша), мудрецов-риши Нараду, Нару и Нараяну, полулегендарного основателя философской системы санкхьи Капилу, риши Даттатрею, Жертвоприношение (Яджня), джайн. героя и монарха-чакравартина Ришабху, первого царя, праведного Притху, врача богов Дханвантари, коему приписывается древнейший трактат по медицине «Айюрведа», легендарного «разделителя» Вед, составителя эпоса и пуран Ведавьясу, Балараму — брата Кришны. Среди аватар, однако, различаются полные (как Рама или Кришна) и частичные, притом степень «частичности» также различается. Индуистский политеизм весьма осложнил «аватарические» отношения мифологических персонажей: знаменитый герой Арджуна по одной версии считался сыном (и А.) Индры, по др. — аватара риши Нары, поскольку был

ближайшим другом и почитателем Кришны, считавшегося, в свою очередь, вопло[1]щением Нараяны. Сходным образом брат Кришны Баладэва иногда почитается и инкарнацией первозданного змея Шеши.

В позднесредневековом индуизме аватары Вишну, а также и др. божеств объявлялся каждый заметный учредитель новой религ. группы. Так, основатель дуалистической веданты Мадхва считал себя воплощением одного из двух сыновей Вишну-Нараяны — бога ветра Ваю, сошедшего на землю ради разрушения пагубного учения последователей Шанкары, с которыми он всю жизнь ожесточенно полемизировал. Знаменитый проповедник кришнаитского бхакти Чайтанья считался своими почитателями аватары и Кришны, и его возлюбленной Радхи одновременно. Выделяются полные, поло[1]винные, четверичные, восьмеричные, шестнадцатеричные и т. д. аватары (некоторые гуру почитались аватарой лишь одного из атрибутов Вишну, например, его диска-чакра, его «возницы» птицы Гаруды и т.д.). Счеты подобного «местничества» занимали, да и в настоящее время занимают немаловажное место в спорах о приоритетах различных гуру. Из вишнуизма идея аватары была заимствована и шиваитами: так, тот же Шанкара считался полным воплощением Шивы, тогда как его преемники считаются уже частичными аватарами самого Шанкары.

Мировоззренческие «сверхзадачи», заложенные в концепции аватары, были связаны прежде всего с идеей связи божественного мира с земным, сокращения дистанции

[44]

между ними и обеспечения божественной помощи тем, кто берет на себя труд накопления заслуги (пунья) или достижения освобождения (мокша). «Сверхзадачи» стратегического порядка—установки на присвоение чужих учений, авторитетов и культов в качестве частичных вариантов собственных: этот искусный инклузивизм обнаруживается наиболее ярко при включении в число аватар основателей буддизма, джайнизма и санкхъи (данная стратегия принесла свои результаты при реальном «поглощении» буддизма в послегуптскую эпоху). Хотя концепция аватар нередко сближается с христианским учением о Боговоплощении, различия между ними принципиальны: индуизму полностью чужды сознание уникальности Боговоплощения и его ограниченность единственным человеческим образом, христианству — идея реинкарнаций, на которой основывается индуистская инкарнация, а также мистификационный характер последней.

В.К. Шохин

[45]

Цитируется по изд.: Индийская философия. Энциклопедия. Отв. ред. М.Т. Степанянц. М., 2009, с. 42-45.

Литература:

Невелева С.Л. Мифология древнеиндийского эпоса. М., 1975;

AbeggE. Der Messiasglaube in Indien und Iran. B.—Lpz., 1928; Hacker P.

Zur Entwicklung der Avatäralehre // WZKSO. 1960, Bd 4, S. 47-70; Par[1]rinder G. Avatar and Reincarnation. L., 1970.

Понятие: