Иов: испытание праведника (Элиаде, 2001)

Один экзегет утверждал, что «во встрече силы и доброты заключена ветхозаветная идея Бога». 11  Можно усомниться в том, что все читатели «Книги Иова» подписались бы под этим мнением. История трагически проста: 12 праведник, которым Яхве очень гордился, испытывает всевозможные бедствия и несчастья. «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?» — спрашивает Бог Сатану, небесного «обвинителя». «Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» ( Иов 1:8). Но Сатана отвечает, что богобоязненность Иова объясняется его благополучием, а оно — Божьим благословением. И тогда Яхве позволяет «обвинителю» испытать своего самого верного слугу. Иов теряет детей и богатство и, пораженный «проказою лютою от подошвы ноги по самое темя», садится в пепел и, плача, проклинает тот день, когда появился на свет, но не восстает против Господа. Трое друзей приходят к нему и долго пытаются убедить его, что раз он страдает, т.е. получает наказание, значит, он виноват. Поэтому он должен признать свои грехи и исповедаться в них. Но Иов отвергает объяснение своих несчастий теорией расплаты за грехи. Он знает, что человек не может

____

11. A.Weiser. Die Psalmen (1950), p. 308, цит. по: Ringgren. La religion, p. 137.

12. Датировка ее точно не установлена. Хотя сам текст, похоже, создавался после изгнания, но содержание его очень древнее.

[309]

«оправдаться перед Господом» (9:2), что Яхве «губит и непорочного и виновного» (9:22); однако он осмеливается спросить у Господа: «Что ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне, Хотя знаешь, что я не беззаконник и что некому избавить меня от руки Твоей?» (10:7). Иов не может понять, почему Бог так жестоко преследует творение своих собственных рук (10:8-22), ибо он нисколько не сомневается в ничтожности человеческого существования: «Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь, не сухую ли соломинку преследуешь?» (13:25). Но он не может определить, в чем же он-то лично провинился: «Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое» (13:23). 13

Один из друзей упрекает его за такие слова, потому что тварь греховна по определению: «Что такое человек, чтоб быть ему чистым и чтоб рожденному женщиною быть праведным? Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его» (15:14-15). Но Иов повторяет, что Яхве решил наказать лично его, хотя с какой целью, он не понимает (19:6-7). Когда другой друг говорит о наказании грешников, Иов отвечает, что нечестивые, не служащие Господу, живут и процветают (21:7-16). Если бы можно было дойти до Яхве, он оправдался бы, рассказал, что злые дела остаются безнаказанными, но Господь далеко, его нет, он невидим (23, 24). Именно потому, что он не оставляет свою веру и надежду на Господа, Иов заявляет: «Доколе не умру, не уступлю непорочности моей. Крепко держал я правду мою и не опущу ее; не укорит меня сердце мое во все дни мои» (27:5-6). И все же упрек вырывается у него: «Я взываю к Тебе, и Ты не внимаешь мне. Ты сделался жестоким ко мне» (30:20-21).

Четвертый друг Иова, Елиуй, «молодой летами», возмущается. Как может Иов говорить: «Чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды»? (33:9). Ибо «Бог не делает неправды, и Вседержитель не извращает суда» (34:12); Он не «презирает сильного крепостию сердца» (36:5). Ответ Яхве на длинную речь Елиуйя 14 разочаровывает своей безличностью. Бог говорит «из бури» (38:1), его слова— истинная иерофания, но он не отвечает на «вопль» Иова. Яхве довольствуется напоминанием Иову о своем всемогуществе, о своих космических обязанностях, о сложности вселенной и о бесконечном многообразии проявлений жизни. Призвав в свидетели великие космические силы и законы, управляющие небом и землей, Бог говорит с Иовом о львах и диких козах, о других тварях, чью жизнь и размножение он делает

_____

13. Непонимание своей вины — центральная тема жалоб Иова. «Не плакал ли я о том, кто был в горе? Не скорбела ли душа моя о бедных?» (30:25). Он не «ходил в суете», и его «нога не спешила на лукавство» (31:5). «Отказывал ли я нуждающимся в их просьбе, и томил ли глаза вдовы? Один ли я съедал кусок мой, и не ел ли от него и сирота?» (31:16-17; ср.: 31:19-34).

14. Эта речь, вероятно, является позднейшей вставкой.

[310]

возможными, потому что сам создал их, каждого со своим особым видом и повадкой. И завершает свою речь обращением: «Будет ли состязующийся со Вседержителем еще учить?» (39:32). Иов тщетно пытается скрыться в молчании: «Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои» (39:34).

Во второй речи к Иову Яхве подробно описывает зверя бегемота и чудовище Левиафана. В ответ Иов дает понять, что ему ясен скрытый смысл урока Яхве: само существование вселенной — это чудо, бытие Творца —  за пределами человеческого понимания, Его промысел и Его деяния непостижимы. «Знаю, что Ты все можешь... Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея? Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал... Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (42:1-6). В конечном итоге Иов осознал, что виновен перед Господом. Яхве тут же вернул ему «потерю его» и даже удвоил его имущество, и стал Иов жить и прожил после этого сто сорок лет (42:7-17).

И через три тысячелетия эта страстная/ загадочная, волнующая книга продолжает завораживать. То, что Господь позволил себе поддаться на искушение Сатаны, до сих пор вносит смятение во многие наивно-религиозные души. Однако Иов хорошо усвоил урок: если на все воля Господня, если Он непостижим, если невозможно судить Его деяния, то нельзя и Его отношение к Сатане судить как-либо. Скрытый смысл урока Яхве не ограничивается «делом Иова». Он обращен ко всем, кто не в состоянии понять существования и торжества зла в мире. Коротко говоря, «Книга Иова» является для верующего объяснением зла и несправедливости, несовершенства и ужаса, царящих в мире. Если все управляется Господней волей, то все, что выпадает на долю верующего, наполнено религиозным смыслом. Но лишь тщеславный нечестивец возомнил бы, будто человек способен без Божьей помощи проникнуть в «тайну беззакония».

[311]

Цитируется по изд.: Элиаде М. История веры и религиозных идей. [В трех томах]. Том I. От каменного века до элевсинских мистерий. М., 2001, с. 309-311.

Понятие: