Мутазалиты: общее описание
Му'тазилиты (араб, «му'тазиля» — обособившиеся, отделившиеся, удалившиеся; самоназвание «ахль аль-адль ват-таухид» — люди справедливости и единобожия) — представители первого крупного направления в каламе, игравшие значительную роль в религиозно-политической жизни Дамасского и Багдадского халифата в VII - IX вв. Направление это было основано Васылем ибн 'Атой и 'Амром ибн 'Убайдом в Басре после того, как они, согласно преданию, «обособились», покинув кружок аль-Хасана аль-Басри.
В 739 г. му'тазилиты с сочувствием отнеслись к восстанию Зайда ибн 'Али, за что подверглись гонениям. В 744 г. приняли участие в дворцовом перевороте, в результате которого к власти пришел халиф Йазид ибн аль-Валид.
С приходом к власти Аббасидов в 750 году му'тазилиты пона-чалу продолжали подвергаться гонениям. Их положение изменилось при халифе аль-Ма'муне (813 - 834): некоторые из них занимают ответственные должности, их деятельность наряду с деятельностью других мыслителей-рационалистов поощряется государством. С 847 года при аль-Мутаваккиле опять подвергаются гонениям.
Во времена правления Буидов процветала му'тазилитская школа 'Абд аль-Джаббара (ум. в 1025 г.).
Идеи му'тазилитов нашли отражение в воззрениях йеменских зайдитов, а в XII - XIII веках получили распространение в Хорезме.
На протяжении всей истории данного направления в му'тазилизме существовало множество соперничавших между собой группировок. В IX—X веках главными школами му'тазилизма были басрийская и багдадская. Басрийскую школу представляли Му'аммар ибн 'Аббад (умер в 830 году), Абу аль Хузайль аль-'Алляф ан-Наззам (ум. в 835 г. или ок. 845 г.), аль-Джахиз (умер около 868 года), Абу 'Али аль-Джуббаи (умер в 915 году) и его сын Абу Хашим (ум. в 933 г.). К багдадской школе, которую основал Бишр ибн аль-Му'тамир (ум. после 825 г.), принадлежали Сумама ибн аль-Ашрас (ум. ок. 828 г.), аль-Мурдар (ум. в 840 г.), Ахмад ибн Аби Дауд (ум. в 854 г.), аль-Хаййат и аль-Ка'би (ум. ок. 930 г.). Представление о содержании дискуссий между этими двумя школами даёт книга му'тазилита Абу Рашида ан-Найсабури (ум. ок. 1024 г.) «аль-Масаиль филь-хиляф байн аль-басриййин ва-ль-багдадиййин».
Их идеи были популярны среди мусульманской элиты и не нашли распространения среди масс. С одной стороны они защищали воззрения ислама от нападок представителей других религий и учений, и разработали науку калам (спекулятивную теологию), с другой заставляли исламских ученых принимать му'тазилитские постулаты веры и были причиной гонений на известных суннитских авторитетов, в результате чего потеряли поддержку остальных мусульман и стали объектом их неприязни и вражды.
Здесь цитируется по изд.: Шагавиев Д.А. Исламские течения и группы. Учебное пособие. / Дамир Шагавиев. Перераб. и доп. издание. – Казань, 2020, с. 107-108.