Наука любви (Вигасин, 1990)

Знаменитый трактат о любви Камасутра, приписываемый Ватсьяяне, обычно датируется III—V веками н. э., но восходит к более ранним источникам. Вводные главы, как и во многих других древнеиндийских произведениях, не могут претендовать на особую древность, однако они содержат традиционное для индуизма представление о месте чувственной любви (камы) среди других целей жизни. Здесь же содержится и краткое «оглавление» Камасутры как конспекта изначальной, богами данной Книги. Изложение «Науки любви» отличается скорее ученым педантизмом, нежели какой бы то ни было фривольностью. Несмотря на характерное для всех шастр пристрастие к определениям, схемам и классификациям, Камасутра является первоклассным источником для изучения городского быта. В качестве центральных персонажей ее фигурируют гетера и образованный горожанин — несколько из посвященных им глав приводятся ниже.

С Камасутрой во многом перекликается драма «Глиняная повозка» Шудраки (IV век), главной героиней которой является благородная гетера Васантасена, влюбленная в купца Чарудатту.

Перевод Камасутры выполнен по изданию: Катаsutra. Varanasi, 1982.

Перевод драмы Шудраки взят из книги: Классическая драма древней Индии. Л., 1984.

О повседневной жизни в древней Индии см. также:

Культура древней Индии. М., 1975;

Сыркин А. Я. К оценке «Камасутры» как источника // Ученые записки Тартуского ун-та. 1968. Вып. 201.

Здесь цитируется по изд.: История культуры Древней Индии: Тексты. Сост. А.А. Вигасин М., 1990, с. 239.

Понятие: