Домашнее рабство в Египте
Арфист и певец.
Знатная семья * состояла из мужа, жены, детей, матери вельможи и его родственников — братьев и сестер, а также многочисленных домочадцев и слуг, ядро которых составляли домашние рабы. Как установил Ю. Я. Перепелкин, собственники вельможеских хозяйств в основном были разбогатевшими наследниками родительского состояния по исключительному праву наследования имущества старшим сыном, к тому же преуспевшими в служебной карьере. Обездоленные младшие братья жили в доме у старшего состоятельного брата, служа ему лично или участвуя в управлении хозяйством, от которого они сами же кормились. В домохозяйстве Птаххотепа почти все писцовые должности были заняты «собственными братьями» хозяина [20, стр. 24—28].
Женщины и жены пользовались в древнеегипетском; обществе не только большим уважением, но и самостоятельностью. Царская власть наследовалась по женской линии. Жена раздельно от мужа владела своим имуществом, полученным в приданое, и имела право им распоряжаться по своему усмотрению, например передавать, детям по завещанию. На рельефах в гробницах вельмож жены часто изображались сидящими рядом со своими мужьями, причем таким же крупным масштабом. В статуях супружеских пар жена всегда обнимает мужа, а не наоборот. Но несмотря на нежные отношения между суп[1]ругами, некоторые знатные и богатые вельможи, вроде верховного сановника Тии, следуя примеру царей, заводили у себя в усадьбе гаремы с танцовщицами и арфистками, среди которых могли быть и рабыни. Малая семья, выделившаяся ко времени Древнего царства в Египте, сохраняла еще значительные пережитки большой патриархальной семьи.
В домохозяйствах вельмож были сосредоточены огромные материальные ценности недвижимого и движимого имущества. Составить представление о жилищах Древнего царства, в которых жили вельможи, их служащие и работники, позволяют скудные данные раскопок поселений и некрополей, дополненные глиняными моделями «домов двойника», которые копировали основные черты жилых домов, хотя и были предназначены для души умершего.
Дома складывали из кирпича-сырца, сделанного из нильского ила с добавлением песка и рубленой соломы. Образцы найденных кирпичей свидетельствуют, что их сушили на солнце, а не обжигали на огне [12, стр. 10З] **. Дома показывают значительную имущественную дифференциацию населения. Среди глиняных моделей встречаются простые дворы с укрытиями и дома с террасами, на которых устраивали хранилища. Терраса дома могла быть использована как второй этаж. Двухэтажные дома имели портики с колоннадой (из дерева) и боковую лестницу, ведущую на второй этаж. В потолке комнат нижнего этажа устраивали вентиляторы. Окна, иногда с деревянной решеткой, помещали высоко на боковой или задней стене дома. Крыши из кирпича-сырца были плоскими, сводчатыми или куполообразными. В домах зажиточного населения имелись ванные комнаты и туалеты.
Они скопированы даже в одной гробнице II династии [37, стр. 31, 55—58]. Во всех домах делали очаги: в небогатых жилищах — из нескольких камней, в зажиточных — цилиндрические печи с дверцей внизу для извлечения золы. Топили засохшими ветками деревьев и навозом животных. Огонь добывали быстрым вращением сухого пру[1]та на куске пальмового дерева [44, стр. 95—96].
Об усадебных домах вельмож можно судить по царскому павильону, открытому в Саккара за оградой пирамидных сооружений царя III династии Джосера. Дом, построенный по прямоугольному плану, был разделен на две половины — служебную и личную: широкий зал, по[1]толок которого поддерживался двумя колоннами, боковая сторожка и длинный зал с одной колонной, соединяющий боковые комнаты с жилыми помещениями — прихожей, спальней и комнатами разного назначения [37, стр. 54, 62, рис. 39].
Надписи и рельефы Древнего царства свидетельству[1]ют о том, что к большому дому усадьбы примыкал двор с хозяйственными пристройками и фруктовый сад с виноградником и водоемом.
В состав «собственных людей» домохозяйств знати кроме подневольной челяди («мерет») в широком смысле этого слова (ее профессиональный труд описан в предыдущих главах) входил огромный штат личных слуг вельмож, основное ядро которых составляли домашние рабы («баку»), именуемые также «купленниками» («исуу»).
Во многих гробницах Древнего царства сохранились изображения большого числа личных слуг вельмож, которые их окружали и обслуживали с раннего утра и до ночи. На рельефе из гробницы Нисутнефера V династии показаны два карлика-раба, названные «купленниками». Один из них держит переносное ложе и подголовник хозяина, другой — посох и сандалии. Оба карлика носят египетские имена — Джедефраанх и Анхиуджес. На одном из гробничных рельефов карлик с сандалиями в руках назван «спутником». Во многих гробницах показаны карлики, танцующие перед господином с цветами лотоса на голове {64, т. II, табл. 36]. В одном из Текстов пирамид говорится о «карлике-танцоре богов, весельчаке богов перед его (т. е. царя богов) троном» [72, пир. 1189а]. Карлики-танцоры и шуты для царского двора вывозились из Центральной Африки. Такого карлика привез сановник Хуфхор ко двору молодого царя Пиопи II. В указе царя Хуфхору говорится: «Желает мое величество видеть этого карлика более, чем приношения Синая и Пунта» (32, стр. 30].
В гробнице Нисутнефера в числе личных слуг хозяина показаны двое нубийцев, которые своей наружностью резко отличаются от египтян. «Нубиец, спутник Мери», как поясняет надпись, несет на плече мешок для одежды и держит в руке таз для умывания. В руках «нубийца, ключника, Сенеба» льняная одежда [57, т. III, табл. 27]. Слово «нубиец» в более поздние времена применительно к слугам означало «эфиопский раб». Поскольку многие из слуг-рабов (иноземцев и карликов) носили должностное наименование «спутник», можно предположить, что носильщики паланкина сановника при дворе Хуфу были иноземными рабами. Из нубийцев формировались также отряды телохранителей царя — так называемые мирные нубийцы.
Одна надпись VI династии сообщает, что приобретали рабов-«купленников» на основании законной купчей: «купленники собственного владения — достал их (я) за вознаграждение (т. е. купил), припечатаны они были в сделке на дереве, чтобы они приносили (мне) заупокойные жертвы на кладбище» [25, стр. 178].
Изображения на рельефах в гробницах вельмож позволяют проследить отдельные моменты деятельности многочисленных слуг вельмож в течение дня. Утро вельможа проводил за туалетом, принимая в это время своих писцов с отчетами и одновременно слушая игру арфиста и флейтиста (рис. 29). Вельможа спокойно восседает на стуле с короткой спинкой, возле него стоит слуга, обычно карлик с собаками и павианом на поводке, а вокруг суетится масса слуг. Ключники-нубийцы приносят полотенца, таз и кувшин с водой, какое-то моющее средство, напоминающее мыло. Один слуга умащает маслом ноги хозяина, другой растирает ему спину, третий делает маникюр и педикюр. Домашний парикмахер надевает на коротко стриженную голову вельможи парик — это случается по праздникам или когда вельможа отправляется в присутствие. Двое слуг принесли праздничную одежду (ритуальную): накидку из шкуры пантеры, которую носили только высокие сановники — владельцы гробниц; накидку надевали на юбки-передники разного фасона, закрепляя ее на одном плече [63, стр. 19, рис. 8, стр. 20, рис. 9; 64, т. II, табл. 36]. Так же хлопотали служанки вокруг супруги вельможи. На рельефе XI династии сохранилась довольно любопытная сцена завивки довольно коротких волос царевны Кавит [76, табл. 25].
Выход или выезд вельможи на прогулку, в присутствие, на базар или для осмотра владений был обставлен очень торжественно. Паланкин с вельможей несли слуги — до двадцати человек — в такт поющейся ими песни. Целая свита слуг шла с вещами, которые могли понадобиться вельможе в дороге (сандалии, опахала, мухобойки). Карлики вели на привязи любимых животных хозяина. Иногда кортеж сопровождали танцовщицы.
Когда вельможа совершал пешую прогулку, слуги следом за ним тащили переносное ложе, кресло, подголовник и даже балдахин, на случай если уставший от жары хозяин захочет отдохнуть. В том и другом случае
слуги несли корзины с провизией [63, стр. 29—30]. Иногда вельможа направлялся на шумный базар, чтобы купить рыболовные крючки или новый посох; там происходил обмен съестных припасов на изделия ремесла, но мерилом стоимости уже могли служить зерно, золото и медь [19, стр. 162—171]. Часто вельможа предпринимал поездку на судне для осмотра своих дальних владений. Если был попутный ветер, судно шло на парусах, при штиле гребли матросы или слуги тянули его при помощи бечевок с берега. Судно сопровождали легкие папирусные челноки, на которых везли провизию [63, стр. 27].
Масса слуг и работников была занята приготовлением пиши и сервировкой стола для вельможи и его супруги.
В кухне и во дворе варили куски мяса в больших горшках, поставленных на стойку над очагом, жарили бычьи ноги и гусей, насаженных на вертел. Поварами были мужчины [63, рис. 62, 55]. Слуги подавали к столу на подносах красиво убранные фрукты и овощи, хлебы различной формы, сладкие пирожки с финиками и медом; молоко приносили в сосудах, заткнутых травой.
Сохранилось редкое изображение трапезы царевича Рахотепа и его супруги Неферт: они вдвоем сидят за невысоким столом на одной ножке. Ели руками, беря пищу непосредственно с подноса, поставленного на столик. Слуги несли к столу не только пищу, но и умывальные приборы с полотенцами для омовения пальцев до и после еды [74, стр. 222].
Вельможа смотрел на наказания пастухов, сельских старост и других «провинившихся» работников палочными ударами. Чтобы заглушить стоны несчастных, привязанных к столбам или брошенных на землю, флейтисты и арфисты громко играли на своих инструментах [25, рис. 17; 63, стр. 24, рис. 12].
На рельефе в гробнице Мерерука показана процессия из двенадцати слуг, сопровождающих вельможу и его супругу в спальню; двое слуг приготовляют им постель, а шестеро стоят на страже возле ложа. Слуги и женщины гарема — танцовщицы, певицы, арфистки — провожали вельможу также в последний путь — к его гробнице, исполняя ритуальные танцы и песни.
Развитой во времена Древнего царства институт домашнего рабства, несомненно, оказал большое влияние я на способы эксплуатации подневольных людей «собственных домов» вельмож.
Цитируется по изд.: Савельева Т.Н. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. М., 1971, с. 107-113.
Примечания
* Документы Древнего царства позволяют судить только о семье высших слоев населения.
** Изображений строительства из кирпича-сырца не сохранилось до росписи в гробнице везира Рехмира XVIII династии.
Литература
12. Лукас А., Материалы и ремесленные производства древнего Египта, пер. с англ. Б. Н. Савченко, общ. ред. В. И. Авдиева, М., 1949.
19. Перепелкин Ю. Я., О деньгах в древнейшем Египте,— сб. «Древний Египет», М., 1960, стр. 162— 171.
20. Перепелкин Ю. Я., Частная собственность в представлении египтян Старого царства, — «Палестинский сборник», М.,. 1966л вып. 16.
25. Савельева Т. Н., Аграрный строй Египта в период Древнейшего царства, М., 1962.
37. Badаwy А., A History of Egyptian Architecture, vol. I,. Giza, 1954.
44. Daumas F., La vie dans TEgypte ancienne, Paris, 1968.
63. Klebs L., Die Reliefs des Alten Reiches, Heidelberg, 1914. Pyramid, — «Zeitschrift ftir agyptische Sprache und Altertumskunde», 1970, Bd 96, стр. 117— 124.
63a. К о s i h s к i W. B., The Investment Process of the Cheops Pyramid, — «Zeitschrift fiir agyptische Sprache und Altertumskunde», 1970, Bd 96, стр. 117— 124.
64. Lepsius C. R., Denkmaler aus Aegypten und Aethiopien, Abt. I—II, Berlin, 1949.
72. Sethe K, Die altagyptischen Pyramidentexte, Bd 1—4, Leip[1]zig, 1908— 1922.
74. Staehelin E., Untersuchungen zur agyptischen Tracht im Alten Reich, Berlin, 1966 (Miinchner agyptologischer Studien, 8).