Ислам в Юго-Восточной Азии

В современной Юго-Восточной Азии ислама придерживается около двух пятых (39,8%) жителей, что в 1973 году составляло примерно 120 миллионов человек, а в 1976 г.— около 136 млн. Подавляющее большинство мусульманского населения этого региона сосредоточено в Индонезии (более 90%), на остальные страны приходится около 10%: на Малайзию — 4,6%, Филиппины — 2, Таиланд — свыше 1,2, Бирму — около 1,2%, остальные живут в Сингапуре, Брунее, Кампучии, на Восточном Тиморе, в Лаосе и Вьетнаме.

Большинство населения придерживается ислама в Индонезии (84—86%) и Брунее (62,5%); в Малайзии мусульмане составляют примерно половину жителей; в Сингапуре мусульман около 17% населения, в остальных странах Юго-Восточной Азии удельный вес приверженцев ислама невелик: на Филиппинах — 5—6%, в Бирме — 4—5, в Таиланде — 4, в Кампучии — около 2, на Восточном Тиморе — менее 1%, в Лаосе и Вьетнаме — доли процента. Почти во всех странах Юго-Восточной Азии, за исключением Индонезии, Малайзии и Брунея, мусульмане составляют национально-религиозные меньшинства.

Ислам подразделяется на три направления — суннизм, шиизм и хариджизм, каждое из которых, в свою очередь, распадается на различные правовые школы, секты, подсекты, ордена и т. п. В особую категорию можно выделить многочисленные ордена, или братства, суфийского происхождения, которых в странах Юго-Восточной Азии насчитывается несколько десятков.

Суннизм представляет собой ортодоксальное направление в исламе — религии, возникновение которой относится к первой четверти VII века. Основателем вероучения является Мухаммед. Появление этой религии было связано с разложением родоплеменных отношений и началом складывания классового общества на Аравийском полуострове. Многие элементы религиозно-философских учений, юридических и культурных установлений народов Ближнего Востока были заимствованы и в дальнейшем трансформированы исламом (немало элементов было заимствовано, в частности, у других монотеистических религий — христианства и иудаизма). В принципе складывание религиозно-философской системы ортодоксального ислама происходит только к IX—X векам. К этому же времени определяется и религиозно-правовая основа ислама суннитского направления (шариат).

Ислам состоит из двух частей: теории — религиозно-философского учения иман, т. е. веры в истинность ислама и его догматы, и религиозной практики дин, т. е. культов, обрядов и т. п. Основным догматом ислама является вера в единого бога («Нет бога, кроме аллаха...»), в чем и выражается главный принцип монотеизма этой религии. Второй догмат составляет почитание пророка Мухаммеда. Третий основной догмат ислама — вера в предвечность Корана — «богооткровенной книги». Коран является основным источником вероучения всех мусульманских направлений. Четвертый догмат — вера в загробное воздаяние (в бессмертие души, страшный суд, ад, рай и т. д.). Религиозная практика состоит прежде всего из так называемых пяти столпов ислама: исповедания веры, намаза (салат) — пятикратной ежедневной молитвы, поста в месяц рамадан (саум), благотворительности (закят) и паломничества в Мекку (хаддж). Мусульманский культ включает также ритуал омовения (очищения), регулярное посещение мечети, соблюдение мусульманских праздников: ид-аль-адха (жертвоприношений), мавлюд-ан-наби (дня рождения Мухаммеда) и других, обряд обрезания у мальчиков (суннет) и т. д.

Сунниты отличаются от приверженцев других течений ислама тем, что, по их представлениям, сунна (священные предания, рассказы о деяниях Мухаммеда) дополняет и разъясняет Коран. Сунна возникла примерно в середине VII века, после смерти Мухаммеда. Она является для сторонников этого направления ислама одним из основных источников фикха — мусульманского ортодоксального правоведения. Суннизм отличается от других течений ислама и отношением к верховной духовной власти: халифа, светского и духовного главу мусульман (преемника Мухаммеда), должны избирать.

Суннитского направления в исламе в современной Юго-Восточной Азии придерживается подавляющая часть мусульманского населения. Суннизм представлен здесь тремя (из четырех ныне существующих) мазхабами, или религиозно-правовыми школами, — шафиитским, ханифитским и ханбалитским. Сторонников четвертого мазхаба — маликитского в этом регионе Азии практически нет. Приверженцы всех мазхабов признают основой фикха Коран, сунну, кыяс и иджму. Кыяс (сравнение) — это суждение о непредусмотренных Кораном и сунной положений по аналогии с уже имеющимися. Иджма (соединение, согласие) — согласованное мнение мусульманских богословов по отдельным вопросам религиозно-правового характера, которые не предусмотрены Кораном или сунной.

Различия между мазхабами заключаются в основном в их отношении к двум последним основам мусульманского правоведения. Все суннитские мазхабы считаются правоверными, и поэтому мусульмане-сунниты могут придерживаться любого из них и даже менять один на другой. Преобладание той или иной религиозно-правовой школы среди того или иного народа определяется преимущественно историческими традициями.

Основателем шафиитского мазхаба является выходец из Египта Мухаммед ибн Идрис аш-Шафии (767—820), живший в Мекке. Согласно его учению, при решении спорных вопросов предпочтение должно отдаваться иджме, к кыясу же можно прибегать только тогда, когда в других основах мусульманского правоведения — в Коране, сунне, иджме — не говорится о подобных случаях. Мусульманские правоведы, сторонники этого мазхаба, отрицательно относятся к применению рая (рая — личное мнение правоведа), ханифитского истихсана (одобрение, личное убеждение) и маликитского истислаха (изменения). Сторонники шафиитской религиозно-правовой школы в настоящее время составляют более четырех пятых мусульман Юго-Восточной Азии. Среди местных мусульман они составляют абсолютное большинство в Индонезии, на Филиппинах, в Брунее, Сингапуре, Малайзии, Вьетнаме, Кампучии, Таиланде.

Вторая наиболее распространенная суннитская религиозно-правовая школа — ханифизм. Основателем ханифитского мазхаба является месопотамский перс Абу Ханифа Неман ибн Сабит (700—767), выходец из Ирана, представитель сирийско-иракской юридической системы. При толковании правовых вопросов представители этого мазхаба определяющее значение придают кыясу; иджма признается без ограничений и условий, кроме того, большое внимание уделяется личному мнению законоведа (рая) и решению судьи на основе личного убеждения или одобрения (истихсан).

Ханифитский мазхаб распространен главным образом среди мусульман Бирмы (более 1 млн. человек, или около 1% мусульман региона). В Лаосе имеется несколько тысяч сторонников ханифизма, в Малайзии ханифиты составляют свыше 5% мусульман, в Индонезии ханифитов немного. Почти во всех странах Юго-Восточной Азии (кроме Бирмы) сторонниками ханифизма являются не местные мусульмане, а выходцы из других стран — с Индостанского полуострова (из Северной Индии, Пакистана и Бангладеш) или из стран Ближнего Востока (в первую очередь некоторые группы арабов).

Третья суннитская религиозно-правовая школа, имеющая в целом незначительное число сторонников,— ханбалитская. Основателем этого мазхаба считается выходец из Багдада — Ахмедибн Ханбал (780—855). Сторонники этого религиозно-правового метода основой мусульманского законодательства считают священное предание — сунну, иджма ограничена кругом сподвижников Мухаммеда. Только в случаях крайней необходимости допускается рая, кыяс же полностью отрицается. Среди мусульман Юго-Восточной Азии имеются лишь небольшие группы ханбалитов. В основном это иностранцы — чаще арабы, выходцы из стран Аравийского полуострова.

Шиизм — второе главное направление в исламе. Название происходит от «ши’ат Али» — «партия Али». Начало этого направления в исламе было положено группой сторонников имама Али — мужа дочери Мухаммеда — Фатимы. Первоначально это движение было политическим отражением борьбы за власть между преемниками Мухаммеда. Главная причина дальнейшего развития шиизма заключалась в том, что он стал идеологическим оформлением протеста народных масс против социального и религиозного неравенства. Впоследствии движения шиитского характера получили распространение в различных формах по всему мусульманскому миру, в том числе и среди части мусульман Юго-Восточной Азии.

Шиизм никогда не имел более или менее единообразного религиозного учения. В настоящее время он представлен многочисленными религиозными организациями (которые обычно именуют сектами), имеющими порой значительные различия как в догматике, так и в ритуале и организации (структуре).

Большинство шиитов Юго-Восточной Азии составляют исмаилиты (исмаилийя, сабийя — семиричники) — приверженцы одной из наиболее распространенных шиитских сект. Исмаилитское течение в шиитском исламе возникло во второй половине VIII века. Название секты происходит от имени старшего сына шиитского имама Джафара — Иомаила. Согласно мусульманской легенде, он был лишен отцом наследного титула имама, в чем его сторонники увидели нарушение законности. Они объединились вокруг Исмаила и избрали его своим имамом. Так возникла секта. Идеологическая система исмаилизма состоит из двух доктрин: внешней (захир) — общедоступного учения, и внутренней (батин), доступной лишь для правящей элиты. В религиозном учении и догматах исмаилитов заметно сильное влияние неоплатонизма и других философских систем. Согласно учению исмаилитов, аллах — непознаваемый бог, который создал мировой разум, разум породил мировую душу, от нее, в свою очередь, произошла материя — земля и небесные светила. Воплощением на земле мирового разума являются пророки, которых у исмаилитов насчитывается семь — Адам, Авраам, Ной, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед и Исмаил. Имама исмаилиты считают земным воплощением мировой души. Кроме того, составной частью их вероучения является — в соответствующей интерпретации — вера в переселение душ. Например, они полагают, что их имамы наследуют души Мухаммеда, Али и др.

Исмаилиты не представляют единой религиозной организации. Первый глубокий раскол в исмаилизме произошел в конце XI века, после смерти халифа ал-Мустансира (Фатимида). Образовалось две партии: одна стояла за избрание халифом Низара, вторая — Мустали, сыновей ал-Мустансира. Сторонники Низара, низариты, сосредоточились в Сирии и Ираке. Сторонники Мустали — мусталиты — на время сумели удержать за собой халифат и сосредоточились в Египте. Они были более умеренными сторонниками исмаилизма. Впоследствии часть исмаилитов-низаритов переселилась в Индию. С середины XIX века их имамы стали носить титул «Ага-хан». В настоящее время низариты известны под названием ходжа — сторонники Ага-хана. Нынешний их глава — Ага-хан IV Карим. Мусталиты после ликвидации фатимидского халифата частью переселились в Йемен, частью — на Индостанский полуостров. В настоящее время они известны под названием бохра (или бохора).

В странах Юго-Восточной Азии численность исманлитов невелика. В основном это выходцы с Индостанского полуострова — пакистанцы или индийцы, принадлежащие большей частью к секте ходжа, но есть и группы бохра. Это главным образом торговцы. Среди местного населения сторонников исмаилизма практически нет, так как исмаилиты в отличие от суннитов прозелитической и миссионерской деятельности не вели. Группы исмаилитов можно встретить во всех странах Юго-Восточной Азии, кроме Лаоса, Кампучии и Филиппин.

Имамиты — сторонники наиболее многочисленной секты шиизма— в Юго-Восточной Азии также главным образом выходцы из Индии и Пакистана. Численность их в этом регионе невелика, и удельный вес среди мусульманского населения незначителен. Имамиты в отличие от исмаилитов проживают лишь на территориях Бирмы, Вьетнама и некоторых других стран.

Бехаитов (несколько тысяч человек), выходцев из Ирана или Пакистана, можно встретить в Брунее и других странах.

Третье направление в исламе — хариджизм — представлено в Юго-Восточной Азии небольшой группой ибадитов. Это арабыоманцы, проживающие главным образом в Сингапуре.

Суфизм — мистико-аскетическое направление в исламе, возникновение которого относится к VIII—IX векам. На первоначальном этапе суфизм выражал интересы народных масс и низшего мусульманского духовенства и был направлен против социального неравенства. Особенно широкое распространение суфизм получил к XI веку. В политическом плане его развитию в исламе на Ближнем Востоке способствовали многочисленные нашествия — сельджуков, крестоносцев, монголов. Систематизатором суфизма был мусульманский богослов аль-Газали, живший на рубеже XI—XII веков, который фактически ввел суфизм в ортодоксальный ислам суннитского направления. После смерти аль-Газали умеренный суфизм был признан суннизмом правоверным направлением ислама. Суфизм (от араб, «суф» — «шерсть», т. е. «тот, кто носит шерстяной плащ») призывает к уходу от деятельной жизни, к аскетизму и отшельничеству; в религиозном отношении он призывает к непосредственному общению с богом (мистицизм), переносит свое внимание с внешней, обрядовой стороны в религиозном богослужении на внутреннюю. В суфизме с его многочисленными направлениями наиболее четко были выработаны организационные формы, которые окончательно сложились к XII веку. Это так называемые братства, или ордена — тарики (от «тарика», т. е. мистический «путь», «метод»). Тарикат, или система тариката (часто употребляемый синоним суфизма), по смыслу означает мистический путь. Следует отметить, что суфизм получил распространение как среди суннитов, так и среди шиитов (например, орден накшбандийя имеет сторонников среди приверженцев обоих главных направлений ислама). На протяжении многих веков народные антифеодальные движения находили удобные организационные формы в суфизме (например, движение махдистов — первоначально в Судане, а затем в Индии и других странах Азии, сенуситов — в Северной Африке, ваххабитов — в Саудовской Аравии, а затем в других странах Азии).

Суфизм стал проникать на территорию стран Юго-Восточной Азии относительно недавно — не ранее XVII в. Проводниками его первоначально были арабские купцы, торговцы, проповедники, несколько позднее — индийские проповедники, затем местные мусульмане-богословы, совершавшие паломничества в Мекку, где они становились членами суфийских орденов. Наиболее распространенными являются в регионе следующие суфийские ордена: накшбандийя — среди индонезийских и индийских мусульман в Индонезии, Малайзии и других странах; кадирийя — в Индонезии и других странах; шаттарийя, самманайя, рифайя — в Индонезии; ордена индийского происхождения чиштийя, сухравердийя и др.— в Малайзии.

Ахмадийя (ахмадийе) — мусульманская секта, возникшая в 80—90-х годах XIX века на территории Индии (штат Пенджаб). Сами члены этой секты не считают себя мусульманами. Основателем секты является Мирза Гулам Ахмад Кадиани (1835—1908), который в 1889 г. объявил себя махди (мессией) и стал проповедовать свое учение. Суть этого учения заключается в примирении ислама, христианства и индуизма с целью создания какой-то новой, синкретической по характеру, религии для народов Индостана. Это вероучение признает основные положения ислама (по Корану), но отрицает необходимость «священной войны» — джихада. По мнению членов этой секты, в их пророке Мирзе Ахмаде воплотились Мухаммед мусульман, Иисус Христос христиан и бог Кришна индуистов, которые все вместе принесли ему пророческий дар.

Ахмадисты считают Мирзу Ахмада наби (пророком мусульман), мессией (избавителем христиан) и аватарой (воплощением бога Кришны индуистов). Среди сторонников этого вероучения не было единства, как и в любой другой религии или религиозной организации. В 1914 году ахмадисты разделились на два течения — кадианистское, признававшее Мирзу Ахмада пророком, и лахорское, сторонники которого считали Мирзу Ахмада только реформатором ислама.

В странах Юго-Восточной Азии имеются тысячи сторонников секты ахмадийя — главным образом среди населения индийского и пакистанского происхождения. Крупные общины ахмадистов есть в Индонезии, Сингапуре, Малайзии и некоторых других странах. Члены этой секты ведут активную прозелитическую и миссионерскую деятельность преимущественно среди мусульманского населения, но отчасти и среди индуистского.

Цитируется по изд.: Шпажников Г.А. Религии стран Юго-Восточной Азии. Справочник. М., 1980, с. 12-18.

Понятие: