Мандала (Юнг, Божественный ребенок)
МАНДАЛА — на санскрите — круг. Магический круг. У К. Г. Юнга — символ середины, цели и Самости как психической целостности. Представление самого процесса движения к центру, создания нового личностного центра. Символически выражается в форме круга, симметричного упорядочивания числа четыре и кратных ему (см. Четверичность). В ламаизме и в тантрической йоге мандала является инструментом созерцания (янтра), местом обитания и происхождения богов. Нарушенная мандала — форма, отличающаяся от круга, квадрата и равностороннего креста, или основанная на числе, не равном четырем или восьми.
К. Г. Юнг: «Мандала — это круг, специальный магический круг. Мандалы распространены не только по всему Востоку, но и нередко встречались и у нас в средневековье. В христианстве они закрепились в раннем средневековье, обычно с Христом посередине и четырьмя евангелистами или их символами в основных направлениях стран света. Это воззрение должно быть очень древним, ведь и Гор со своими четырьмя сыновьями изображался египтянами точно так же». (Из комментария к сборнику «Тайна Золотого века».)
«Как показывает опыт, мандалы появляются... в тех ситуациях, которые характеризуются запутанностью и безвыходностью. Определяемый ими архетип представляет собой упорядочивающую схему, которая в виде психологического перекрестия нитей как в оптическом приборе или как разделенный на четыре части круг, определенным образом словно бы накладывается на психический хаос, благодаря чему каждое содержание обретает свое место, а разбегающееся в неопределенность целое воссоединяется магическим оберегающим кругом». (Из работы «Современный миф о вещах, увиденных на небе».)
Цитируется по изд.: К.Г. Юнг. Божественный ребенок. М., 1997, с. 391-392.