Буддизм
БУДДИЗМ – основанная историческим Буддой в V веке до н. э. духовная традиция, могущая представать и как религия, и как философия. Зародилась на территории нынешнего штата Бихар. Буддизм сыграл исключительную роль в духовной культуре Индии на протяжении полутора тысяч лет, вплоть до ухода из нее в XI веке (в нынешней Индии христиан больше, чем буддистов) по не вполне ясным причинам (разгром его центров мусульманами; сближение непрофессиональных форм буддизма и индуизма; подъем веданты и пр.). В основаниях своих буддизм отличен от индуизма неприятием ведийского канона и наличием своего («Трипитака»); отрицанием ключевого понятия Атмана — духовной субстанции, и мышлением в процессуально-функциональных терминах; равнодушием к кастовому делению общества. Развитие исторических форм буддизма и индуизма шло параллельно. Чаще новые идеи впервые появлялись в буддизме, а затем подхватывались ортодоксией (буддийская логика и позднейшая ньяя; философия мадхьямики и веданта; буддийская, а потом индуистская тантра). Спор буддийской и индуистской философии (обеих — в нескольких формах) был движущей силой прогресса индийской философии на протяжении I — X веков н. э. В своем развитии в Индии буддизм прошел три стадии: древней школы мудрости (V век до н. э. — начало н. э.), учившей индивидуальному избавлению от сансары; махаяны (до V века н. э.), выдвинувшей идеал спасителя-бодхисаттвы, который учится тому, чтобы избавлять из нее и других; и ваджраяны (после V век), где на махаянской ценностной основе проповедуются новые эффективные методы быстрого обретения пробуждения, т. е. становления буддой. Каждая последующая стадия вбирает в себя все содержание предыдущих. Наследие буддизма в индуизме включает в себя множество достижений теоретической мысли, обязанное своим появлением буддистам, но часто не осознаваемое в этом качестве; институт монашества, смоделированный ведантой с буддизма; отказ от кровавых жертв и замена их пуджей. Понимание буддийской философии было в индуизме избирательным. Буддийская логика высоко почиталась, хотя и критиковалась. Школа мадхьямики не была воспринята всерьез почти никем из индуистских философов, несмотря на глубинную близость веданте. Новейшие индуистские философы склонны преуменьшать оригинальность и значение буддизма, подавая его лишь как вариант индуистской традиции.
А. Парибок
Цитируется по изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996, с. 86-87.