Буддизм уйгуров
После возникновения Великого шелкового пути, а в особенности — в период между эпохами Хань и Тан, Турфан стал одним из центров торговли Пути. На востоке Синьцзяна, с его большой плотностью населения и развитым производством, сформировался самый ранний политический, экономический и военный центр. Вот почему в этих местах и строилось множество буддийских монастырей — центров распространения религиозной культуры. Пещерные монастыри наподобие Туюйгоу и Бешбалика, как правило, создавались в окрестностях древнего города Гаочан.
Самые древние буддийские памятники Турфана датированы периодом Восточная Цзинь. В начале XX века экспедиция японского археолога Кодзуя Отани обнаружила в пещерном храме Туюйгоу целый ряд буддийских артефактов, включая фрагмент копии перевода «Чжу фо яо цзи цзин» («Сутра о собрании всех будд»). В послесловии этого документа говорится, что сутру перевел досточтимый Дхармаракша, юэчжи из Дуньхуана, а его старший ученик Чжу Фачэн переписал перевод на третий месяц по лунному календарю шестого г. правления Восточной Цзинь под девизом Юанькан (296 г.) 340.
Дхармаракша имел еще одно имя — Чжу Таньмолоча, являлся потомком больших юэчжей, жил в Дуньхуане, прекрасно владел китайским языком и другими языками Западного края. В первой цзюани «Гаосэн чжуань» («Жизнеописания достойных монахов») приведена биография Дхармаракши: «Было это в годы правления династии Цзинь императора У-ди [265–290 г.]… Он направился со своим наставником в западные края, побывал во многих государствах. Тридцать шесть языков, каждый со своей письменностью, стали достоянием его учености. Исчерпывающими были его познания в толковании древних текстов, значении, звучании, а равно и написании иероглифов. С большой поклажей индийских сочинений он повернул в Китай». Прибыв в Центральные земли, Дхармаракша поселился за воротами Цинмэнь в Чанъане и усердно проповедовал учение. В биографии сказано: «Его добродетель простиралась до дальних пределов, его слава достигала сопредельных стран. Был он патриархом нескольких тысяч монахов» 341. Согласно сведениям из «Лян гао сэн чжуань» («Жизнеописания достойных монахов при династии Лян»), Дхармаракша перевел более 165 сутр. По данным профессора Пекинского университета Тан Юнтуна, до наших дней дошли 95 переводов Дхармаракши. Тан Юнтун отводит Дхармаракше чрезвычайно важную роль в истории раннего буддизма в Китае.
Чжу Фачэн, старший ученик Дхармаракши, помог своему наставнику обратить в буддизм знатные семьи Чанъаня, а затем вернулся в Дуньхуан, где основал монастырь и стал проповедовать учение. Благодаря Чжу Фачэну буддизм широко распространился на территории Ганьсуйского коридора. Чжу Фачэн оказал влияние и на буддизм в Западном крае. В «Чжу Фачэн чжуань» («Жизнеописание Чжу Фачэна»), четвертой цзюани «Лян гао сэн чжуань» («Жизнеописания достойных монахов при династии Лян») сказано: «Чжу Фачэн <…> отправился на запад, основал в Дуньхуане монастырь, стал проповедовать учение. Всего себя посвятил учению. Неутомимо и терпеливо наставлял последователей. Смягчал жестокие и алчные сердца, обучал ритуалам жунов и ди. Распространял учение по западным землям и был очень влиятельным. Скончался там же, где и жил». Обнаруженный в Туюйгоу документ «Чжу фо яо цзи цзин» («Сутра о собрании всех будд») — подтверждение сказанному в исторических источниках.
Древнейшие из дошедших до наших дней буддийских памятников Турфана датированы эпохой Северная Лян. Немецкая экспедиция по исследованию Турфана обнаружила в городище Гаочан каменную буддийскую ступу с восьмигранным основанием, датированную эпохой Северная Лян (ныне хранится в Музее индийского искусства в Берлине). Эту каменную ступу местные крестьяне нашли в руинах большого колонного буддийского храма в юго-западном углу городища (памятник Е по нумерации Германской экспедиции). Ступа высотой 66см высечена из красной породы с турфанской горы Бэйшань. Основание ступы — в форме восьмигранника, в верхней части каждой грани которого вырезана триграмма, а под каждой из триграмм — изображение бодхисаттвы. Корпус ступы представляет собой цилиндр с высеченным китайскими иероглифами текстом сутры «Фо шо шиэр инь юань цзин» («Сутра о словах Будды о двенадцатичленной цепи причинно-зависимого возникновения»). Над текстом высечены восемь ниш, в каждой из которых — рельеф с изображением Будды, сидящего на цветке лотоса. Восемь изображений в нишах соответствуют семи существовавшим Буддам и Майтрейе. Ниши с рельефами венчает верхушка ступы в виде цветка лотоса. К сожалению, квадратное основание, на котором стояла ступа, и украшавший ее верхушку орнамент не сохранились 342.
В двадцать шестой цзюани «Ми ша сай бу хэ си у фэнь люй» («Виная пяти частей») сказано: «Будда говорил, что ступы следует ставить четверым людям: Татхагате, Святому последователю, Пратьека-будде и Будде, вращающему колесо. Монахам, принявшим обеты, дозволяется ставить открытые ступы (лоута), внутренние ступы (ута) и ступы без стен (убита)». Турфанская ступа эпохи Северная Лян располагалась на территории храма: значит, она — из числа так называемых внутренних ступ ута.
Самая древняя из таких ступ на территории Китая — в городище Лоулань. Ее нижняя часть — квадратный фундамент, на котором стоит восьмигранное основание, над основанием — изображения будд и скрестившего ноги Майтрейи. Восьмигранные буддийские ступы восходят к искусству Гандхары. На территории этого царства, в современном афганском городе Хада, французская археологическая экспедиция нашла восьмигранную буддийскую ступу, датированную III–VI веками. Позже гандхарские ступы были унаследованы буддийским искусством Лоуланя, а уже лоуланьские традиции существенно повлияли на технологию изготовления ступ в Северной Лян. Множество подобных ступ, распространенных главным образом в эпоху Северных и Южных династий, обнаружено в районе Хэси 343.
Пещерный монастырь Туюйгоу — древнейший из всех пещерных храмов и обителей Турфана. При раскопках в городище Гаочан была найдена стела «Цзюцюй Аньчжоу цзао сы гундэ бэй» («Стела для увековечивания благодеяния Цзюцюя Аньчжоу, построившего храм»). В тексте на стеле сказано об «уходе в пещеры динку за успокоением сознания». Су Бай в «Лянчжоу шику ицзи хэ «Лянчжоу» моши» («Пещерные памятники Лянчжоу и «лянчжоусский тип») отметил: «Пещеры ку, в которых монахи упражнялись в созерцании, назывались также «динку» 344. Многие пещеры Туюйгоу относятся к динку, предназначенным для упражнений в созерцании. Судя по соответствующей записи на стеле «Цзюцюй Аньчжоу цзао сы гундэ бэй», каменные пещеры монастыря Туюйгоу были построены как минимум уже при Северной Лян.
После воцарения в Китае династии Тан царь Гаочана, Цюй Вэньтай, оказал большую помощь Сюаньцзану, направлявшемуся на Запад. К западу от Гаочана в то время находились владения Западно-тюркского каганата, правитель которого состоял в родстве с семьей Цюй. Чтобы обезопасить путь Сюаньцзана на Запад, Цюй Вэньтай написал двадцать писем, к каждому из которых приложил большой отрез узорчатого шелка. Эти письма Сюаньцзан должен был вручать правителям встречавшихся по пути царств Западного края.
В V–XIII вв. центр турфанского буддизма переместился в пещерный монастырь Бешбалик. Германская археологическая экспедиция по исследованию Турфана провела в Бешбалике масштабные раскопки, однако в ходе этих работ монастырю был нанесен очень большой ущерб. Например, участники экспедиции сняли со стен пещер фрески и перевезли их на хранение в берлинский Музей фольклористики (современное название — Museum für Indische Kunst (Музей индийского искусства)). Причем некоторые фрески из-за их крупных размеров перенесли прямо на стены этого музея.
А во время Второй мировой войны фрески были уничтожены при бомбежках города военно-воздушными силами союзников и Советской армии. В наше время в этом музее хранятся несколько упомянутых фресок небольшого размера. Но есть сведения, что советские войска вывезли часть фресок в Санкт-Петербург в качестве трофеев, и их местонахождение до сих пор неизвестно.
При династии Тан местное население Турфана исповедовало буддизм, а народ хуэйгу — манихейство и шаманизм. При этом уровень развития цивилизации Турфана был намного выше, чем у хуэйгу. Постепенно хуэйгу ассимилировались местным населением Турфана, почему и происходил процесс перехода этого народа от манихейста к буддизму. Следы данного процесса наглядно проявляются и в городище Гаочан, и в пещерном монастыре Бешбалик, но особенно четко выражены в обнаруженных при раскопках документах.
Характерный пример: живя в долине Орхона, хуэйгу использовали орхонско-енисейское письмо. В городище Гаочан и в росписях на стенах буддийских храмов можно увидеть орхоно-енисейские надписи, оставленные хуэйгу. Затем хуэйгу изменили свою письменность: начали записывать тексты согдийским фонетическим алфавитом. В результате сформировалось так называемое староуйгурское письмо, которое сильно повлияло на культуру кочевников монгольских и центральноазиатских степей. Маньчжуры тоже пользовались этим письмом. Маньчжурское письмо, которое можно увидеть в пекинском Запретном городе, восходит как раз к согдийско-староуйгурскому.
Культурный уровень народа хуэйгу в период Гаочан-Уйгурского государства был весьма высок. В средневековой библиотеке в Туюйгоу (подобной библиотеке в дуньхуанской пещере Цанцзиндун) были найдены религиозные документы на 24 языках, записанные семнадцатью разными азбуками, — т. е. почти на всех восточных языках. Впечатляюще выглядит одна из буддийских сутр, написанная на трех языках: на санскрите, староуйгурском и китайском. Эти ценные артефакты в наше время хранятся в коллекции Берлинской государственной библиотеки. По всей видимости, уйгурские правители Гаочана проводили толерантную политику по отношению к разным верованиям, и им удалось построить великую цивилизацию.
В 1980-х годах была сделана значительная археологическая находка в области уйгурского буддизма: монастырь Бэйтин, построенный в эпоху Гаочан-Уйгурского государства. Обитель располагается в северной части Турфанской долины, поблизости от городища Бэйтин, что примерно в десяти километрах от уездного города Джимсар.
Комплекс, датированный приблизительно X век, — прямоугольный в плане, длиной (с севера на юг) 70,5 метров и шириной (с запада на восток) 43,8 метров, с земляными фундаментом и стенами. Архитектурные объемы делятся на две части: северную и южную.
Это был один из главных монастырей, построенных в эпоху Гаочан-Уйгурского государства. Среди руин сохранилось множество статуэток, фресок, надписей на староуйгурском языке. Находка дала исследователям новые наглядные материалы, необходимые для изучения буддийского искусства и верований в эпоху Гаочан-Уйгурского государства, и сведения о контактах культуры хуэйгу с окружавшими Гаочан царствами 345.
Примечания
340. Цзя Инъи, Ци Сяошань. Иньду дао Чжунго Синьцзян дэ фоцзяо ишу (Буддийское искусство от Индии до китайского Синьцзяна). Ланьчжоу: Ганьсу жэньминь чубаньшэ, 2002. С. 402.
341. Цит. по Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов (Гао сэн чжуань). / Пер. М. Е. Ермаков. Москва: Наука, 1991.
342. Алберт фон Ле Кок, пер. на кит. Чжао Чунминь. Гаочан: Тулуфань гудай ишу чжэньпинь (Гаочан: шедевры древнего турфанского искусства). Урумчи: Синьцзян жэньминь чубаньшэ, 1998. С. 156–157.
343. Под ред. Чжан Баоси. Ганьсу фоцзяо шикэ дяосян (Буддийские каменные ре[1]льефы Ганьсу). Ланьчжоу: Ганьсу жэньминь чубаньшэ, 2001. С. 2–6.
344. Су Бай. Лянчжоу шику ицзи хэ «Лянчжоу» моши (Пещерные памятники Лянчжоу и «лянчжоусский тип»). В сборнике: Су Бай. Чжунго шикусы яньцзю (Исследование пещерных храмов Китая). Пекин: Вэньу чубаньшэ, 1996. С. 39–51.
345. Чжунго шэхуй кэсюэюань каогу яньцзюсо бянь. Бэйтин Гаочан хуэйгу фосы (Под ред. Института археологии Китайской академии общественных наук (КАОН). Монастырь Бэйтин уйгурского Гаочана). Шэньян:
Ляонин мэйшу чубаньшэ. 1991.
Цитируется по изд.: Линь Мэйцунь. 15 лекций об археологии Великого шелкового пути. М., 2017, с. 265-270.