Барка
БАРКА — общее наименование грузовых сплавных речных плоскодонных деревянных судов разного типа и размера, простой грубой крестьянской постройки. Предназначались для буксировки их бурлаками, коноводным способом или буксирными пароходами. Нередко строились на один сезон, поскольку буксировка пустой барки после разгрузки стоила дорого и строительство новой барки в богатой лесом и дешевой рабочей силой стране обходилось дешевле, так что проще было продать в пункте разгрузки пустую барку на дрова. Имелось огромное разнообразие типов барок, обычно связанных с особенностями водных бассейнов, иногда и с характером груза: беляны, расшивы, гусяны, тихвинки, мариинки и т. д. Достигали длины до 55 метров и грузоподъемности до 2500 тонн.
Строительство барок велось в районах рубки леса, во второй половине зимы на берегу реки. На выложенных из коротких бревен клетках закладывались из слегка обтесанных бревен киль и днищевые шпангоуты, к которым под прямым углом или слегка наклонно крепились фор- и ахтер- штевни и бортовые шпангоуты с помощью кокор или копаней — обрубков древесных стволов вместе с корневищами. Толстые барочные доски обшивки крепились к набору деревянными гвоздями или вицами, реже большими коваными гвоздями: при небольших сроках эксплуатации использовать покупные железные детали не стоило, разборка барок, сшитых железными гвоздями и скобами, была бы сложнее и снижала цену продаваемого барочного леса, а в некоторых случаях такая постройка «на живую нитку» была необходимой: на быстрых порожистых реках Урала, Мариинской системы гибкие, сшитые вицами барки скользили, слегка изгибаясь, по каменным перекатам, тогда как жесткие, скрепленные железом корпуса были бы пропороты камнями. Строительство барок и других речных судов занимало зимами огромное количество рук, давая хороший заработок крестьянским артелям. Весной полая вода поднимала барку и ее отправляли на погрузку.
Беловинский Л.В. Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII – начало XX в. М., 2007, с. 37.