Прогресса теория в истории
ПРОГРЕССА ТЕОРИЯ В ИСТОРИИ - теория, обосновывающая движение человеческого общества от более низкой и примитивной, но все более высокой и совершенной стадии. Теория прогресса возникает на исходе античного мира в патристической исторической мысли. В Древней Греции и Древнем Риме доминировала теория исторического круговорота, базирующаяся на представлении о неизменной во все времена человеческой природе. Христианская мысль, ориентирующая человека на декларируемое ею совершенство человеческой природы, представила историческое развитие как движение от земных царств с их насилием, наживой, кровопролитием к царству Божиему - справедливому, гармоничному, небесному. Наиболее яркое выражение такая концепция получила в творчестве Августина Блаженного (354-430). Критика христианской идеологии в XVIII веке привела просветителей к трактовке исторического процесса как неодолимого совершенствования знаний, наук, искусств, ремесел, техники, итогом которого станет установление царства Разума. В концентрированном виде такая интерпретация прогресса была представлена Ж.-А. Кондорсе (1743-1794).
Хотя отдельные историки подвергали критике постулаты о прямолинейности и непротиворечивости прогресса, по словам русского историка Р. Ю. Виппера, в XIX веке. Теория прогресса становится «главным догматом культуры». Широкая критика идеи общественно-исторического прогресса разворачивается поэтапно с началом Первой мировой войны. Р. Ю. Виппер был одним из виднейших критиков теории прогресса в историко-философской области. Представление о прогрессе он относил к психологическим особенностям познавательного процесса, а не к объективно существующей динамике исторической действительности. «В то время, когда растут технические изобретения, - отмечал он, - личные качества разрушаются, индивидуальности блекнут, люди становятся монотоннее и скуднее. Прогресс сказывается только в одном ряде явлений, именно в том, что относится к человеческой обстановке. Что же касается человеческой природы, то она не делается ни богаче, ни разнообразнее, ни тоньше по своей организации, ни возвышеннее». Ему близок по взглядам К. Ясперс, который писал: «После первой мировой войны речь шла уже не только о закате Европы, но о закате всех культур. Появилось ощущение конца человеческого существования вообще, преобразования, охватывающего все народы и всех людей без исключения, которое ведет то ли к уничтожению, то ли к рождению нового. Это еще не было самим концом, но знание о том, что конец возможен, стало всеобщим!». И, наконец, одним из крупных вызовов теории прогресса содержался в «Цивилизации перед судом истории» А. Тойнби. «Сегодняшний западный взгляд на историю, - писал он, - чрезвычайно противоречив. Если наш исторический горизонт значительно расширился и в пространстве, и во времени, то наше историческое видение - то, что мы фактически видим в противоположность тому, что могли бы увидеть при желании, - быстро суживается до поля зрения зашоренной лошади или перископа подводной лодки... Наш мир возвысился до беспрецедентно высокой степени сознания. Мы признаем социальные права человека любого класса, нации и расы; и одновременно мы погрузились в пучину классовой борьбы, национализма и расизма».
С. П. Рамазанов
Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 416-417.
Литература:
Виппер Р. Ю. Гибель европейской культуры. М., 1918; Виппер Р. Ю. Кризис исторической науки. Казань, 1921; Кондорсе Ж.-А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М.-Л., 1936; Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М.-СПб., 1996; Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып. 2. М., 1978.