Колумбийская школа

КОЛУМБИЙСКАЯ ШКОЛА - психологическое направление, возникшее в Колумбийском университете (США, Нью-Йорк) на основе методологии функциональной психологии. Лидером этого направления считается Р. Вудвортс. В рамках данного направления работали прежде всего Дж. М. Кеттелл и Э. Л. Торндайк, использовавшие постулаты функционализма, один — для построения психологических тестов, другой — в изучении животных. Наиболее важным положением здесь был тезис о том, что человеческое поведение не описывается при помощи схемы стимул—реакция, но требуется анализ жизненной организации (в частности, мотивации). Эта методологий позволила трактовать психические явления более широко, чем раньше, например, в структурной психологии Э. Титченера, и обратиться к анализу психики детей или психически больных, которые не могут строго придерживаться правил интроспективного опыта. Соответственно сам интроспективный метод в Колумбийской психологической школе, как и в функционализме в целом, был дополнен другими формами фиксации психологического содержания (эксперимент, тестирование, опросы, наблюдение за поведением).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 255.

Литература:

Cattell J. Mental test and measurements // Mind. N. Y., 1890;

Торндайк ЭЛ. Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1929;

Вудвортс Р. С. Экспериментальная психология М.: ИЛ, 1950.