Решение
РЕШЕНИЕ (нем. Entscheidung, англ. decision, фр. decision) - понятие, играющее в 20 веке особенно важную роль в экзистенциальной философии (Экзистенциализм), например, у К. Ясперса и М. Хайдеггера, в неоаристотелизме Гертруды Э.М. Энском, в теории общественных процессов (О. Хеффе), в экономически-социологических теориях рационального выбора и в политической философии К. Шмитта.
В решении, с его способностью выбирать из альтернативных возможностей действия одно, выражается особое положение человека: а) множественность возможностей действия говорит о неопределенности человеческой жизни; б) задача выбора и присвоения одной возможности указывает на двойную свободу: формальную свободу действия или бездействия и содержательную свободу действовать именно так, а не иначе. Даже если человек зависит от разных внутренних или внешних факторов воздействия, он благодаря решению становится сознательным и добровольным инициатором своего поведения. Оно может быть отнесено на его счет; человек несет ответственность за свои действия; в) обдумывание нельзя свести к зафиксированному в пространстве и времени акту выбора, к принятию решения с его или - или. Это скорее процесс, в котором фаза ориентации в проблеме переходит в фазу принятия решения. Во взвешивании оснований за или против данной возможности решению придается момент правильности и рациональности; г) в ситуации, требующей решения, определения его личных и общественных условий, решение содержит момент постороннего воздействия; д) в конечном счете, в большинстве решений присутствует фактор неуверенности и риска: надо определяться, хотя важные возможности действия еще не попали в поле зрения, результаты, а, следовательно, преимущества и недостатки возможностей осмыслены не до конца, при этом время для обдумывания ограничено.
Действующая до настоящего времени теория решений как (наиболее предпочтительного) выбора (prohairesis) восходит к Аристотелю. Согласно этой теории, правильное решение находят путем обдумывания (bouleusis), которое - при условии, что при этом в результате нравственной привычки (добродетель) наличествует стремление к правильной цели, - принимает во внимание еще и общую цель, те подобающие ей средства и пути, использование которые позволяет ее достичь. Прескриптивные теории решений исследуют, как при данных целевых преференциях можно из альтернативных возможностей действия вычислить лучшую из них. Они рассматривают решение как рациональный выбор, при котором обеспечивается максимальная польза или ожидание максимальной пользы, тем самым в значительной мере оставляя без внимания вопрос о правильности цели. Ограничиваясь размышлением о средствах и путях достижения, эти теории в то же время вырабатывают высоко дифференцированный логико-математический инструментарий; они понимают рациональность выбора как дело техники и стратегии и не оставляют места для нравственной рациональности.
Инспирированная С. Кьеркегором экзистенциальная философия (Экзистенциализм) и диалектическая теология, следуя традиции иудейско-христианской мысли и появившейся в Новое время этики нравственной автономии И. Канта, подчеркивают относящееся к человеческой жизни основное решение - тот экзистенциальный выбор, при котором (категорически или неопределенно) очерчивается идейный и жизненный горизонт, в котором жизнь обретает свои более строгие контуры. Идея экзистенциального основного решения не стремится, как нередко полагают, лишить жизнь рационального начала и отдать ее во власть иррациональной веры. Но она указывает на то, что личное признание нравственного добра не может быть выведено рациональным путем.
В концепции децизионизма, восходящей к К.Шмитту, феномены права и государства связываются с принципом самосохранения. Эта теория жестко противопоставляет себя традиции естественного права и рационально-правового мышления, критикуя «буржуазное государство» за якобы свойственную ему тенденцию к нескончаемым дискуссиям. Отсюда проистекает пафос чрезвычайного положения и стратегия дерационализации: поскольку для различных вариантов в политике нет ни хороших, ни плохих оснований, то о ней невозможны разумные споры - в политике возможно лишь принятие суверенных решений. Право в рамках децизионизма состоит в «эвнатаназии политики», которая пытается эту политику ликвидировать. Децизионистская теория решения даже в своем либеральном варианте (Герман Люббе) не в состоянии включить в свое осмысление этого феномена такие комплементарные моменты как нормативные основания и критические притязания демократического конституционного государства. Подобающее место коммуникативным и рациональным элементам политического решения возвращают идеи книги О. Хеффе «Стратегии гуманности или политической справедливости» (1985).
Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 175.