Модернизм в религии
МОДЕРНИЗМ (франц. modernisme) в религии - течение, сторонники которого считают необходимым приспособление религиозного вероучения к уровню современной науки и к новым явлениям в общественной жизни как важнейшее условие укрепления позиций религии. Католический модернизм возник в конце 19 - начале 20 веков, виднейшими его представителями были во Франции - А. Луази, Л. Дюшен, М. Блондель, в Германии - Г. Шелль, в Англии - Дж. Тиррелл, в Италии - Р. Мурри, А. Фогаццаро и др. Основные положения католического модернизма: религия создается человеком; библия - не боговдохновенная книга и Моисей не ее автор; Христос не был сыном бога, а был еврейским Мессией, зачинателем религиозного движения; христианские догматы не имеют значения вечных истин, а развиваются в связи с прогрессом общества; церковь должна отказаться от грубо-чувственных суеверий, от веры в чудеса, в дьявола, в загробные муки и т. п. (но при этом модернизм не отказался от веры в сверхъестественное). Некоторые представители модернизма (например, А. Луази) отвергали положение о верховной власти папы, о его непогрешимости, выступали против смешения религиозных вопросов с политическими. В 1907 году Ватикан осудил модернизм как «синтез всех ересей» декретом "Lamentabili" (2-м «Силлабусом») и энцикликой "Pascendi". Наиболее видные модернисты были отлучены от церкви; их сочинения были включены в «Индекс запрещенных книг». В 1910 году Ватикан ввел антимодернистскую присягу для профессоров католических богословских факультетов, служащих епископских курий и др. В США модернизм в католицизме принял своеобразную форму и был назван его противниками в Ватикане «ересью американизма».
Католическая церковь, официально осудившая модернизм, сама (ради сохранения влияния на верующих) вынуждена приспосабливаться к изменившимся в мире условиям, учитывать успехи науки и общественный прогресс. Вопросы приспособления и «обновления» были в центре внимания 2-го Ватиканского собора (1962-1965). Течение, аналогичное модернизму, существует также в протестантизме, иудаизме и в других религиях.
M. M. Шейнман. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.
Литература:
Леруа Э., Догмат и критика, М., 1915; Булгаков С., Кризис христианства в совр. протестантизме, М., 1911; Керенский В., Римско-католич. модернизм, Харьков, 1911; Спекторский Е., Происхождение протестантского рационализма, Варшава, 1914; Совр. течения религ.-философ. мысли в совр. Франции, М., 1915; Шейнман М., Модернизм и модернизация в католицизме, Ежегодник Музея истории религии и атеизма, М.-Л., 1958, т. 2; The programme of modernism, L.-Lpz., 1908; Reardon B. М., Roman catholic modernism; a retrospect, "Quarterly Review", 1955, No 604; Moehlman C. Н., Liberal protestantism, в кн.: Living schools of religion, Ames (Iowa), 1956.