Цехи

ЦЕХИ - объединения по профессиям ремесленников, являвшихся мелкими экономически самостоятельными производителями, в городах феодального общества. В исторической науке длительное время термин цехи употреблялся только применительно к истории Западной и Центральной Европы, где цехи достигли наибольшего развития, а также к истории Польско-Литовского государства и послепетровской России (см. ниже – «Цехи в России»). Однако в современной [1974 год выхода настоящего издания] исторической науке (особенно в советской) термин «цехи» нередко распространяют на организации городских ремесленников всех феодальных стран (включая страны Азии и Северной Африки).

+ + +

Цехи в странах Западной Европы (нем. Zunft, Amt, Gilde, Handwerk, Zeche, Einung; франц. corps de metier, corporation; англ. Guild, Craftguild; итал. arte, corporazione) возникли на раннем этапе формирования средневекового города - во Франции, Англии, Германии в 11-12 веках (в Италии, возможно, еще раньше); полного развития в большинстве стран Западной Европы они достигли в 13-14 веках. В это время в большей части городов (но не во всех) ремесленники основных специальностей объединились в цехи (цехи кузнецов, оружейников, ткачей, сукновалов, пекарей, мясников, плотников, кожевников и т. д.); при этом членство в цехе не распространялось автоматически на всех лиц данной специальности, а приобреталось в индивидуальном порядке. В цехе существовала определенная социальная иерархия: мастер, подмастерье, ученик. Мастера самостоятельно вели свое хозяйство - работали в своей мастерской, были собственниками орудий труда, сырья и произведенных товаров; только мастера были полноправными членами цеха. Работники, которых нанимал мастер (подмастерья), и ученики не были полноправными членами цеха. Чтобы стать мастером, нужно было отбыть определенный срок ученичества (в разных городах и цехах колебавшийся от 2-3 до 7 и более лет) и некоторое время проработать подмастерьем. Подмастерья находились в зависимости от мастеров и эксплуатировались ими.

Возникновение цехов, обусловленное общностью интересов ремесленников как мелких производителей, было выражением свойственной всей общественной структуре феодального общества (и особенно отчетливо выраженной в западноевропейском варианте феодализма) корпоративности. Завоеванные жителями западноевропейского города вольности и права самоуправления облегчали как объединение ремесленников в цехи, так и их деятельность. Основные функции цехов - экономические. В большинстве случаев цехи вели борьбу за установление так называемого цехового принуждения (нем. Zunftzwang), т. е. признания за их членами монопольного права на производство и сбыт данного вида ремесленных изделий в пределах города или его округи, что было вызвано в основном узостью рынка, характерной для экономики феодального общества, ограниченностью спроса на ремесленные изделия. Цехи осуществляли также регламентацию производства и сбыта ремесленных изделий с целью создания более благоприятных условий для хозяйственной деятельности членов цехов и для устранения конкуренции в их среде. В цеховых уставах определялись время и условия работы мастеров и подмастерьев, качество сырья, из которого должны были изготовляться ремесленные изделия, технология производственного процесса, качество, объем готовых изделий (например, ширина, плотность, окраска, отделка шерстяных тканей), место и условия закупки сырья и сбыта готовых товаров, сроки и условия ученичества, количество подмастерьев и станков, которые мог иметь в своей мастерской каждый мастер, и другие цехи стремились защитить ремесленников от эксплуатации со стороны сеньоров, купцов, ростовщиков. Несмотря на уравнительные тенденции цеховой регламентации, мелкое товарное производство открывало определенные возможности для имущественного расслоения. В крупных городских центрах, особенно в отраслях, связанных с производством большого количества ремесленных изделий на экспорт (Флоренция, Гент, Брюгге), это расслоение достигло значительных размеров уже в 13-14 веках. Внутри цехов выделялись более и менее зажиточные мастера. Происходило расслоение и между цехами, объединявшими ремесленников различных специальностей: некоторые цехи превращались фактически в организации предпринимателей, раздававших работу ремесленникам из других цехов (особенно яркий пример - цеха Лана и Калимала во Флоренции).

Подобно другим средневековым корпорациям, цехи распространяли свое влияние на все стороны жизни их членов: наблюдали за соблюдением ремесленниками определенных правил поведения, организовывали взаимопомощь и совместные празднества, являлись ячейками городского ополчения, имели своих «святых» покровителей и выступали совместно в религиозных процессиях и т. д. Каждый цех имел свою эмблему с изображением орудий труда, цеховую печать, кассу.

Цехи обычно добивались права самим решать свои внутренние дела под общим надзором городских властей (иногда имели и свой суд). Органами управления в цехе были собрания полноправных членов цеха, существовали выборные должностные лица - старшины и присяжные. Нередко старшины назначались сеньором города или другими городскими властями, однако и в этих случаях члены цеха активно участвовали в управлении цехом - собирались на общие собрания, утверждали цеховые уставы и др.

Цехам принадлежала видная роль в социальной борьбе внутри города. Защищая интересы широких слоев ремесленников, цехи возглавили борьбу против городского патрициата и в ряде городов (обычно там, где существовало высокоразвитое ремесло, являвшееся преобладающей отраслью городской экономики), свергнув власть патрициата, захватывали в свои руки управление городом (Флоренция, Кёльн, Гент и др.). Однако плодами победы обычно пользовались лишь наиболее богатые и влиятельные цехи.

Конкретные формы цехов - их организация, функции и т. д. - были чрезвычайно многообразны и изменялись в соответствии с особенностями социально-экономического и политического строя отдельных стран; они зависели также от экономического характера города (от преобладания в нем промышленности или торговли), от отрасли промышленности, в которой возникла цеховая организация, и т. д. Существовали цехи, не имевшие подмастерьев (например, в Италии), не требовавшие ученичества (например, некоторые брюссельские цехи). Большие различия между цехами существовали в степени их самостоятельности в отношении к городским властям и к государству. В одних случаях цехи пользовались широкой автономией и управлялись выборными лицами, в других были поставлены под строгий надзор государственных органов или городских властей (как правило, в централизованных государствах автономия цехов была уже, чем в децентрализованных, - например, во Франции уже, чем в Германии). Имелись существенные различия в распространенности цехов в различных странах или даже в различных районах и городах (например, в Северной Франции цеховое ремесло было более распространено и цехи достигли большего развития, чем в Южной).

Цехи на первоначальной стадии развития играли прогрессивную роль. Они укрепляли экономическое и правовое положение ремесленников; предписания цехов о соблюдении определенных правил технологии производства, об обучении учеников, о требованиях, предъявляемых к квалификации мастеров, способствовали развитию техники и повышению профессиональных мастерства ремесленников. Существование и широкое распространение цехов в их наиболее развитых формах было одним из главных условий быстрого экономического подъема стран Западной Европы в 12-15 веках. Однако в 16-18 веках, в условиях генезиса капитализма, цехи становятся тормозом на пути экономического развития: поддерживая и охраняя мелкое ремесленное производство, они препятствовали развитию новых капиталистических форм хозяйства. Ведущая роль в техническом и экономическом развитии перешла к новым формам производства - домашней капиталистической промышленности и мануфактуре. В этот период происходил упадок и разложение цеховой системы. Существенно менялись организация цехов и их функции. Резче обозначилась социальная грань между мастерами и подмастерьями. В условиях конкуренции с более передовыми формами промышленности цеховые мастера стремились сохранить свое положение путем превращения в замкнутое привилегированное сословие и все более затрудняли вступление подмастерьев в члены цеха, требуя от них уплаты больших вступительных взносов, выполнения особых сложных работ (так называемый шедевр) и т. д.,- происходил процесс «закрытия» или «замыкания» цехов. Усилилась эксплуатация подмастерьев. Все это привело к обострению борьбы мастеров и подмастерьев, к превращению союзов подмастерьев в организации борьбы против мастеров (см. Компаньонажи). Подмастерья и ученики фактически превращались в наемных рабочих, имевших очень проблематичные шансы когда-либо возвыситься до положения мастера. Цехи в значительной степени утратили права самоуправления и подвергались постоянному и мелочному контролю и фискальной эксплуатации со стороны государства.

С установлением развитых капиталистических отношений, повлекшим за собой признание принципа свободного капиталистического предпринимательства и конкуренции, цеховая система разрушалась даже в тех отраслях промышленности, где еще сохранялось мелкое ремесленное производство. Во Франции цехи были уничтожены в 1791 году, во время Великой французской революции, в Германии все ограничения свободы ремесленной деятельности со стороны цехов были отменены рядом законов на протяжении 19 века (окончательно в 1868 году).

Истории западноевропейских цехов посвящена огромная литература. В 19 - первых десятилетиях 20 веков большое место в ней заняла проблема происхождения цехов. Сходясь в признании того, что образование цехов было связано с развитием средневекового города и городского ремесла, историки расходились во мнениях о том, какие правовые институты и организации послужили отправной точкой развития цехов, в связи с чем сложились различные теории их происхождения: из римских коллегий, из объединений вотчинных ремесленников (разновидность вотчинной теории - К. В. Нич, Р. Эберштадт и др.), теория организации цехов городскими властями с целью контроля над ремеслом (Ф. Койтген), теория самостоятельного образования цехов в результате свободного объединения ремесленников под влиянием новых потребностей городской жизни (Г. Белов и др.) (последняя теория получила в современной исторической науке широкое признание). Многие историки и экономисты 19 века (например, К. Шенберг) идеализировали цехи первого периода их развития (до 16 века), считая, что в это время им были чужды такие явления, как резкое имущественное расслоение в среде мастеров, жестокая эксплуатация подмастерьев, дух грубой исключительности, проявившийся в стремлении затруднить прием новых членов в цех, и т. д.; по их мнению, все эти явления обнаруживаются лишь на следующей стадии развития цехового строя, знаменующей его упадок (в 16-18 веках). Историки другого направления, в настоящее время преобладающего, указывают, что в более мягкой форме эти явления (в частности, стремление затруднить прием новых членов, требование выполнения шедевра, вступительные взносы и др.) были свойственны цехам уже в 13-15 веках, что эгалитарные тенденции цеховых статутов этого времени лишь частично отражали реальную историческую действительность.

+ + +

Организация городских ремесленников в странах Азии и Северной Африки. Экономическое положение городских ремесленников Китая, Японии, Индии, гос-в Средней Азии, Ирана, арабских стран, Османской империи и т. д., в эпоху средних веков и в начале нового времени во многом было схоже с экономическим положением городских ремесленников феод. Европы: в большинстве случаев они также являлись экономически самостоятельными мелкими производителями, работали на ограниченный рынок, жили в условиях социальной действительности, порождавшей корпоративную обособленность отд. социальных групп, и т. д. Результатом было возникновение в этих странах особых отраслевых организаций городских ремесленников. Однако они не достигли той степени развития, что западноевропейские цехи, не обладали такими правами самоуправления, как последние, и играли значительно меньшую роль в истории своих стран.

Ю. А. Корхов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974.

Литература:

Маркс К., Капитал, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, 25 (ч. 1-2) (см. предм. указатель); Кулишер И. M., История экономич. быта Зап. Европы, М.-Л., 1931; Грацианский Н. П., Парижские ремесленные цехи в XIII-XIV столетиях, Казань, 1911; Стоклицкая-Терешкович В. В., Очерки по социальной истории немецкого города в XIV-XV веках, М.-Л., 1936; ее же, Проблема многообразия средневекового цеха на Западе и на Руси, в сб.: Средние века, в. 3, М., 1951; Рутенбург В. И., Очерк из истории раннего капитализма в Италии..., М.-Л., 1951; Полянский Ф. Я., Очерки социально-экономич. политики цехов в городах Зап. Европы XIII-XV вв., М., 1952; Стам С. М., Экономич. и социальное развитие раннего города (Тулуза XI-XIII вв.), Саратов, 1969; Сванидзе A. A., Ремесло и ремесленники средневековой Швеции, М., 1967; Below G. Von, Die Motive der Zunfbildung im deutschen Mittelalter, "HZ", 1912; Lipson E., The economic history of England, v. 1, 8 ed., L., 1945; Valsecchi F., Comune e corporazioné nel medio evo italiano, Milano, 1949; Pirenne H., Les villes et les institutions urbaines. 2 éd., t. 1-2, P., 1939; Coornaert E., Les corporations en France avant 1789, P., 1941; Martin Saint Léon E., Histoire des corporations de métiers. Depuis leurs origines Jusqu'б leur suppression en 1791, 4 éd., P., 1941; Wernet W., Kurzgefaßte Geschichte des Handwerks in Deutschland, 5 Aufl., В., 1969; The Cambridge economic history of Europe, v. 2-3, Camb., 1952-63 (библ.).