Империализм (РИЭ, 2018)
Империализм (от лат. imperium — высшая власть) — понятие, в широком смысле применяемое для обозначения агрессивной внешней политики, направленной на расширение ресурсной базы государства за счет других стран и народов, включаемых в состав государства-агрессора в качестве подчиненной территории, либо политически и экономически зависимой автономии, управление, основанное преимущественно на военной силе. Понятие «империализм» введено в оборот британским экономистом Дж. А. Гобсоном (1902) и развито левыми мыслителями — Р. Люксембург, Р. Гильфердингом («Финансовый капитал», 1910), В. И. Лениным. В их понимании, империализм означает высшую стадию развития капитализма, характеризуемую формированием монополий и олигархий, господством финансового капитала, завершением территориального раздела мира. Ленин выделял следующие основные признаки империализма: «1) концентрация производства и капитала, дошедшая до такой высокой ступени развития, что она создала монополии, играющие решающую роль в хозяйственной жизни; 2) слияние банкового капитала с промышленным и создание, на базе этого «финансового капитала», финансовой олигархии; 3) вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров, приобретает особо важное значение; 4) образуются международные монополистические союзы капиталистов, делящие мир, и 5) закончен территориальный раздел земли крупнейшими капиталистическими державами». Марксистское понимание империализма разделяли многие представители либерального лагеря. В строгом смысле империализм охватывает эпоху 1870—1910-х годов, когда европейские государства разделили Африку и значительную часть Азии, полагая (часто не вполне обоснованно) колонии важным рынком сбыта, источником сырья и сферой приложения национального капитала, наконец — едва ли не ключевым критерием принадлежности к клубу великих держав.
После деколонизации середины XX века под империализмом стали понимать экспансию глобального капитализма, которая — часто косвенным путем — преодолевает государственные границы, ограничивает национальный суверенитет и охватывает не только сферу политики и безопасности, и хозяйства, но и идеологию и культуру, чтобы определить путь дальнейшей глобализации, со-хранить за собой экономическое, военно-политическое, идеологическое и информационное господство. Для анализа подобных процессов, в частности, введены термины «культурный империализм», «лингвистический империализм» (Филипсон, 1992). Методологическая база левых исследований современного империализма восходит к концепции «культуры гегемонии» А. Грамши.
О. H. Мухин, Ф. С. Меров.
Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 7. М., 2018, с. 15-16.
Литература:
Гобсон Дж. А. Империализм. Исследование / Пер. с англ. Д., 1927 [1902]; Ленин В. И. Империализм как высшая стадия капитализма (попу-лярный очерк) [1917] //Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 27. М„ 1967. С. 299—426; Tomlinson J. Cultural Im-perialism: A Critical Introduction. London, 1991; Phillipson R. Linguistic Imperialism. Oxford, 1992; Said E. Culture and Imperialism. New York, 1993 (рус. пер.: Сайд Э. Культура и империализм. СПб., 2012); Hardt М., Negri Т. Empire. Cambridge (Ma.), 2000 (рус. пер.: Хардт М., Негри Т. Империя. М., 2004); Wallerstein I. World-Systems Analysis: An Introduc-tion. Durham (N.C.), 2004; Harvey D. The New Imperialism. Oxford, 2005; Boron A. 'Empire' and Imperialism: A Critical Reading of Michael Hardt and Antonio Negri. London, 2005; The Post-Colonial Studies Reader. 2nd ed. / Ed. by B. Ashcroft, G. Griffiths, H. Tiffin. New York, 2006; Darwin J. After Tamerlane: The Rise and Fall of Global Empires, 1400-2000. London, 2008;