Имперская церковь
ИМПЕРСКАЯ ЦЕРКОВЬ (нем. Reichskirche) — понятие, которым в современной исторической науке принято описывать особый характер взаимоотношений государства и церкви в некоторых странах Западной Европы VIII—XII веков, предполагающий широкую включенность церковных структур в систему государственного управления и их непосредственное подчинение государю. Система Имперской церкви возникает во Франкском государстве при Каролингах во 2-й половине VIII — 1-й половине IX века как реакция на потребность государственной власти в политической, административной и культурной консолидации огромной страны. Идеологическим обоснованием формирования Имперской церкви стали активно разрабатываемые при дворе представления о короле как полноправном наместнике Бога на земле, как единственном главе христианского мира, который несет персональную ответственность за грядущее спасение вверенного ему «христианского народа».
Прежде всего Каролинги поставили под свой контроль монастыри, обязав их нести так называемую «королевскую службу»: молиться за правителя, за свой счет содержать королевский двор или чиновников, при-бывающих в провинцию для отправления власти, выставлять военный отряд из крестьян, испомещенных на монастырских землях, участвовать в заседаниях королевского суда, помогать сюзерену советом, брать на себя исполнение дипломатических функций и других. Взамен монастыри получали от короля налоговый и судебный иммунитет, право сбора пошлин и организации местных рынков, а также военную защиту, многочисленные земельные пожалования и, наконец, право свободного выбора аббата. Королевские грамоты устанавливали неразрывную связь между наличием этих привилегий и королевским покровительством. При Каролингах монастыри, выведенные из-под контроля местных графов и епископов, превратились в крупнейших землевладельцев и могущественных феодальных сеньоров, при этом оставались надежной опорой королевской власти и эффективно проводили государственную политику на местах.
Каролинги поставили под свой контроль и епископат. На ведущие кафедры назначались члены королевской фамилии и выходцы из королевской капеллы. Нередко эти же люди одновременно являлись и аббатами крупнейших имперских монастырей. Епископы также наделялись обязанностью несения «королевской службы», но получали взамен широкие властные полномочия в своих диоцезах, иммунитет, фискальные привилегии и земельные пожалования.
После крушения Каролингской империи в западной части франкского мира церковные прелаты вышли из-под контроля королевской власти. Однако традиции каролингской Имперской церкви не были здесь окончательно позабыты и несколько столетий спустя нашли свое продолжение в королевской церкви Франции. В германских землях имперская традиция возрождается уже во 2-й половине X века. В Священной Римской империи государи Саксонской (919— 1024) и Салической (1024-1125) династий воссоздали систему Имперской церкви, близкую к франкскому образцу. Они систематически наделяли имперские монастыри и епископства многочисленными привилегиями, жаловали обширные земельные владения, при этом жестко контролировали назначение церковных прелатов и требовали от них исполнения широкого круга светских обязанностей (судебных, военных, фискальных, дипломатических и др.). Как и прежде, императоры стояли во главе церковной организации и позиционировали себя в качестве земных наместников Христа. Они свободно распоряжались церковными должностями и использовали имущество церкви в государственных интересах. Ситуация изменилась на рубеже XI—XII веков в ходе «борьбы за инвеституру» между окрепшим папством и германскими императорами. По Вормсскому конкордату (1122) императоры уступили право выборов епископов церковному капитулу в соответствии с каноническими правилами и отказались от инвестирования епископов посохом и кольцом при введении их в должность. Эта прерогатива перешла к папам. В Бургундии и Италии церковное посвящение епископа отныне предшествовало светскому. Таким образом, по системе Имперской церкви был нанесен удар. В XII— XIII веках в империи сформировались независимые церковные княжества (см. Имперские князья), а крупные прелаты обрели статус имперских чинов, принимали активное участие в политической жизни страны и даже выбирали императора.
А. И. Сидоров.
Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 7. М., 2018, с. 18-19.
Литература:
Колесницкий Н. Ф. Исследования по истории феодального государства в Германии (IX — первая половина XII в.). М., 1959; Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. М., 1974; Тейс Л. Наследие Каролингов. IX—X вв. / Пер. с фр. Т. Чесноковой. М., 1993; Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего средневековья. СПб., 2001; Die Reichskirche in der Salienzeit / Hg. S. Weinfurter. Sigmaringen, 1991; Kohler O. Die ottonische Reichskirche: Ein Forschung- bericht // Adel und Kirche. Freiburg, 1968. S. 141-204; McKitterick R. The Frankish Church and the Caro- lingian Reforms, 785—895. London, 1977; Reuter T. The «Imperial Church System» of the Ottonian and Salian Rulers: A Reconsideration // Journal of Ecclesiastical History. Vol. 33. 1982. P. 347-374; Santifaller L. Zur Geschichte des ottonisch-salischen Reichskirchensy stems. Wien, 1964; Schieffer R. Der ottonische Reich- sepiscopat zwischen Konigtum und Adel // Friihmittelalterliche Studien. 23. 1989. S. 291-301; Zielinski H. Der Reichsepiskopat in spatottonischer und salischer Zeit (1002-1125). Stuttgart, 1984.