Тест
ТЕСТ (англ. test — проба, испытание, исследование) в психологии, стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.
Тесты начали применяться в 1864 году Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся. Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф. Гальтоном (1883). Термин «тест» впервые ввёл американский психолог Дж. Кеттел (1890). Французский психолог А. Бине применил принцип тестологических исследований к высшим психическим функциям человека: в его серию тестов (1891) вошли задания на испытание памяти, типа представления, внимания, эстетического и этического чувства и т. д. Немецкий психолог В. Штерн ввёл коэффициент интеллектуальности (1911).
В начале 20 века начинают разграничиваться психологическое и педагогическое направления в разработке тестов. Первый стандартизированный педагогический тест был составлен американским психологом Э. Торндайком. Развитие тестирования было одной из причин, обусловивших проникновение в психологию и педагогику математических методов. Статистические методы К. Спирмена (в частности, применение факторного анализа) сыграли большую роль в дальнейшем развитии тестов. Прогнозирование развития личности породило особый вид тестов, основывающихся главным образом на методах глубинной психологии, — проективные тесты (например, тесты Роршаха). Практическое использование тестов в современной психологии связано главным образом с диагностированием отдельных личностных характеристик человека, выражаемых через количественные показатели.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Литература:
Цатурова И. А., Из истории развития тестов в СССР и за рубежом, Таганрог, 1969; Психологич. диагностика. Сб. ст., М., 1981; Аванесов В. С., Тесты в социологам, исследовании, М., 1982; Gronbасh L. J., Essentials of psychological testing, N. Y., 19602; Anastasi A., Psychological testing, L., 19693.