Кочевничество
КОЧЕВНИЧЕСТВО, номадизм (от греч. nomas - кочующий), - особая форма хозяйственной деятельности и связанного с ней образа жизни, возникшая в ходе первого крупного общественного разделения труда при выделении скотоводства в самостоятельный вид хозяйства. Термин «Кочевничество» понимается иногда более расширительно, включая образ жизни племен собирателей, охотников и рыболовов (например, австралийских аборигенов, индейцев прерий и др.). Значительная часть проблем, связанных с кочевничеством, еще не разработана и по ним в науке существует много различных точек зрения. Одомашнивание большинства животных неолитическими охотниками и собирателями произошло в Азии, Северной Африке и Южной Европе. В эпоху энеолита в 4-м и 3-м тысячелетиях до н. э. в ходе хозяйственной специализации наряду с охотой, собирательством и земледелием начинает появляться оседлое и полуоседлое пастушеское скотоводство. В конце 2-го и начале 1-го тысячелетий до н. э., с ростом производительных сил и заселением новых областей, часть пастушеских племен переходила в степях, полупустынях и пустынях к кочевничеству. В 1-м тысячелетии до н. э. кочевничество достигло больших размеров. Античные авторы (например, Геродот, I, 215, 216; IV, 2; II, 19, 46) сообщали о кочевниках - скифах Причерноморья, скотоводах Средней Азии; китайские хроники - о гуннах, сяньби, усунь и др. Кочевничество сделало возможным значительное усовершенствование скотоводческого хозяйства, прежде всего увеличение поголовья и освоение новых ранее недоступных областей эйкумены - пустынь, полупустынь, тундры. Наиболее приспособленными для кочевничества животными у кочевников Центральной, Средней, Западной Азии и Северной Африки оказались овцы, лошади, верблюды и козы. В арктической зоне в сравнительно позднее время под влиянием южных скотоводческих племен сложилось оленеводство. Скотоводство, хотя и было основным занятием кочевников и полукочевников, но не единственным, и сочеталось обычно с охотой, а часто и с примитивным земледелием. Нередко часть того или иного племени кочевала, а часть была оседлой. Земледелие было распространено у скифов, части хунну, ранних кочевников Алтая, частично - древних тюрков и др. Для перекочевок и совместного выпаса скота хозяйства кочевничества объединялись в родоплеменные подразделения; существовали племена и союзы племен. Идеологически такая форма организации осмысливалась в виде общности происхождения, обычно легендарной, так как действительное кровное родство имело место только в родовых группах.
В различных природных условиях кочевничество выработало разные формы кочевания, из которых наиболее распространены «меридиональное», когда стада перегонялись на большие расстояния - летом на север, зимой на юг (в прошлом казахи и др.); «пустынное» («кольцевое»), когда кочевание велось от колодца к колодцу или вокруг колодца (арабы, белуджи, в прошлом туркмены); «вертикальное» - перекочевка производилась с летних высокогорных пастбищ на зимники в долинах (курды, пуштуны, в прошлом киргизы). Для кочевничества характерны специфические явления материальной и духовной культуры (переносное жилище и др.).
О формах общественных отношений у кочевников в литературе существуют различные точки зрения (см. в ст. «Кочевой» феодализм). В период феодализма у кочевников-скотоводов была развита частная собственность на скот и специфическая, вытекающая из условий кочевого скотоводства, общинная форма собственности на пастбища и источники воды, при которой кочевники «...относятся к земле, как к своей собственности, хотя они никогда не фиксируют этой собственности» (Маркс К., Формы, предшествующие капиталистическому производству, 1940, с. 23-24). Но это была лишь внешняя оболочка общинного землепользования, фактическое право распоряжаться землей узурпировалось феодально-родовой верхушкой кочевых народов. Имущественное и социальное неравенство среди кочевников-скотоводов порождало эксплуатацию богатыми бедных, причем формы эксплуатации носили как экономический, так и внеэкономический характер. Длительное время сохранялись патриархальные формы рабства, продажа рабов в земледельческие оазисы.
Сущность и характер общественного разделения труда обусловливали во все исторические периоды необходимость экономических, политических и культурных связей между кочевниками-скотоводами и оседлыми земледельцами; кочевники, в силу специфики их хозяйства, не могли существовать изолированно. Мирные отношения между кочевниками и оседлыми земледельцами нередко прерывались враждебными столкновениями; кочевники нападали на земледельческие оазисы. Большей частью это было следствием нарушения по каким-либо причинам постоянных торговых связей с земледельческими оазисами. Обычно кочевники стремились захватить торгово-ремесленные центры - города, в которых осуществлялись разносторонние связи кочевников и земледельцев. В истории нередки образования кочевниками союзов племен и других крупных временных объединений («кочевых империй»), иногда превращавшихся при завоевании оседлых народов в мощные феодальные государства (Арабский халифат, государственные образования в монгольское и послемонгольское время в Средней Азии, Иране и др.). Однако по сравнению с оседлым земледелием в условиях кочевничества производство развивалось очень медленно, что задерживало и развитие социальных отношений. При неизменности орудий труда, ограниченности возможностей добывания жизненных благ, известной натуральности хозяйства (несмотря на наличие обмена), отсутствии оседлости кочевое скотоводство становилось застойным способом производства; отсюда известное экономическое, социальное и культурное отставание кочевых народов.
В начале 20 века в царской России кочевничество преобладало у казахов, киргизов, части туркмен, алтайцев и др. За рубежом и в настоящее время большие группы кочевников сохранились в ряде стран Центральной и Передней Азии и Северной Африки (монголы, арабы, белуджи, курды и др.). С конца 19 века благодаря развитию и конкуренции капиталистического животноводства и распространению механического транспорта начался кризис кочевого скотоводства, вызвавший массовое разорение кочевников-скотоводов и стремление их к переходу на оседлость. Однако такая возможность имелась далеко не везде (из-за отсутствия свободной, пригодной для обработки земли и других социальных и экономических причин). Широкий и планомерный перевод кочевников на оседлость имел место лишь в СССР и отчасти в МНР, где государство оказывает им широкую помощь путем предоставления земель, строительства оседлых поселений и т. п.
Г. Е. Марков. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.
Литература:
Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1953; Батраков В. C., Хозяйственные связи кочевых народов с Россией, Таш., 1958; Боголюбский С. Н., Возникновение животноводства, как отрасли первобытного хозяйства, "Бюлл. Моск. об-ва испытателей природы, Отдел биология, Новая серия", 1956, т. 61, в. 3; Вильчевский О., Курды. Введение в этническую историю курдского народа, Л., 1961; Владимирцов Б. Я., Общественный строй монголов, Л., 1934; Иванов М. С., Племена Фарса..., М., 1961; Киселев С. В., Древние города Монголии, "CA", 1957, No 2; Марков Г. Е., Скотоводческое хоз-во и общественная организация северо-балханских туркмен в конце XIX - нач. XX в., "ВМГУ. Историко-филологич. серия", 1958, No 4; его же, Очерк истории формирования северных туркмен, М., 1961; Першиц А. И., Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в XIX - первой трети XX в., М., 1961; Потапов Л. П., Из истории кочевничества, "ВИМК", 1957, No4; Руденко С. И., К вопросу о формах скотоводческого хозяйства и о кочевниках, в кн.: Географич. об-во СССР. Мат-лы по отделению этнографии, ч. 1, Л., 1961; Толстов С. П., Города гузов, "СЭ", 1947, No 3; его же, Генезис феодализма в кочевых скотоводческих обществах, Изв. ГАИМК, в. 103, М.-Л., 1934; История скотоводства в Причерноморье, МИА, No 53, М., 1960; Feilberg C., La tente noire, Kbh., 1944 (библ.); Nomades et nomadisme au Sahara, P., 1963. См. также лит. при ст. "Кочевой" феодализм.