Долговременная память

ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ - блок обработки информации, характеризующийся практически неограниченными временем хранения и объемом хранимой информации. С момента возникновения экспериментальной психологии определились две линии в исследовании памяти: а) монистическая (в частности, ассоцианизм), в которой отрицаются различные типы памяти, а все феномены памяти сводятся прежде всего к прочности образующихся ассоциаций и времени между научением и воспроизведением; б) множественная, где постулируется сосуществование нескольких видов памяти, имеющих разную феноменологию и разную психофизиологическую основу (Ребеко Т. А. Память // Когнитивная психология: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. М.: Per Se, 2002). У. Джеймс в «Принципах психологии» (1890) высказал основанную на интроспекции идею о том, что существуют: первичная память, основанная на впечатлениях, непосредственно присутствующих в сознании, и вторичная, постоянная, для воспроизведения из которой требуется определенное усилие. В дальнейшем идеи множественной памяти нашли свою операционализацию в исследованиях, проводимых прежде всего в русле, двух методологических стратегий: в рамках психофизиологических исследований и в исследованиях на основе компьютерной метафоры. Так, моделируя эффекты ретроградной и антероградной амнезии, Ф. Д. Горбов ставил следующие эксперименты: испытуемый производил арифметические действия с цифрами, используя для каждой после-дующей операции результат вычисления, полученный из предыдущей. После того как с помощью резкой вспышки света провоцировался эмоциональный шок, испытуемый, как правило, за-бывал последний полученный результат и начинал оперировать предыдущим (см.: Лурия А. Р. Внимание и память. М.: Изд-во МГУ, 1975). Таким образом была показана недостаточность простого формирования следов памяти (кратковременная память) и необходимость специальной консолидации этих следов (долговременная память). Систематическое экспериментальное исследование соотношения кратковременной и долговременной памяти на основе компьютерной метафоры осуществлено Р. Ч. Аткинсоном, разработавшим трехкомпонентную модель памяти. В этих и других исследованиях было показано, что к этой памяти нет прямого доступа, поэтому индивид должен специально считывать требующуюся информацию. Ее эффективность определяется за счет систематического повторения семантически закодированной информации, приводящего к установлению ассоциативных связей между элементами, по которым отдельная информация может быть восстановлена из всего информационного поля. Фактор, препятствующий воспроизведению информации из долговременной памяти, — это интерференция. В дальнейшем было показано, что долговременная память представляет собой набор взаимосвязанных участков, в каждом из которых содержится сложная совокупность относящейся к отдельному элементу (слову, факту и т. д.) информации. Это — сеть, образованная пучками информационных связей, где вместе с каждым элементом хранятся его ассоциации с другими элементами. Виды. В долговременной памяти выделяют процедурную память (знания о том, как выполнять действия) и декларативную память (знания о событиях). В свою очередь декларативная память подразделяется на эпизодную, или автобиографическую, и семантическую, связанную со знаниями, существующими отвлеченно от личностной позиций.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 183.

Литература:

Аткинсон Р. Ч. Человеческая память и процесс обучения / Пер. с англ. М., 1980; Солсо Р. Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996; Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб.: Речь, 2001.