Ислам в Африке (НКА, 1985)

Ислам - религия, принесенная в Африку с Аравийского полуострова. В середине VII века Северная Африка была завоевана арабами. Пришельцы распространяли ислам с помощью административных и экономических мер: принявшие ислам освобождались от тяжелой подушной подати, получали такие же права, какими пользовались арабы-мусульмане, и т. д. Полная исламизация Магриба (общее название стран Северной Африки от Ливии до Марокко) заканчивается к XII веку. В течение IX-XI веков ислам распространяется и среди народов Западного Судана. В Восточный Судан мусульманская религия стала проникать в IX веке. Негроидные народы Южного Судана сохраняли традиционные культы и религии вплоть до второй половины XIX века, но затем также стали постепенно переходить в ислам. В Восточную Африку ислам завезли мусульманские купцы, торговцы, переселенцы из Азии (преимущественно с Аравийского полуострова и Индостана). К XVIII веку происходит исламизация народов восточного побережья Африки и северо-западной части острова Мадагаскар. Несколько позже влияние мусульманства распространилось и на всю Тропическую Африку, где ислам стал успешно соперничать с христианством.

Среди мусульманского населения современной Африки распространен главным образом ислам суннитского направления. Суннизм представлен всеми четырьмя мазхабами (или религиозно-правовыми школами): маликитским, шафиитским, ханбалитским и ханифитским. Преобладающее большинство мусульман северо- и западноафриканских стран придержи-вается маликитского мазхаба; в Египте и восточноафриканских государствах - шафиитского; в Южно-Афри- канской Республике выходцы с Индостанского полуострова являются сторонниками ханифитского и капские малайцы — шафиитского мазхабов. Значительную роль среди африканских мусульман играют суфийские ордена (или братства), которых в Африке насчитывается несколько десятков. Наиболее значительны и многочисленны ордена тиджанийя, кадирийя, шадилийя, хатмийя, сенусийя и др. Духовные главы некоторых из этих братств оказывают большое влияние на политическую жизнь в ряде африканских стран. Так, в Сенегале большим влиянием пользуется руководитель братства муридов, в Нигерии — глава тиджаниитов и т. д. Представителей второго направления в исламе - шиизма - в Африке менее четверти миллиона человек. Большей частью это иностранцы — выходцы с Индостанского полуострова, относящиеся к различным ответвлениям исмаилизма (бохра, ходжа), имамитам и др., и в меньшей степени местное население. Кроме того, в Африке около 150 тысяч ибадитов (представителей третьего направления в исламе — хариджизма). Из них подавляющее большинство проживает в странах Северной Африки - Ливии, Тунисе, Алжире, Марокко и небольшие группы - в странах Восточной Африки и на островах Индийского океана. В перечисленных государствах Северной Африки, а также в Египте, Мавритании и Сомали ислам является государственной религией.

Ислам исповедуют свыше 41% населения Африки (около 150 миллионов человек). Около половины приверженцев ислама (47,2%) сосредоточено в странах Северной Африки, причем в Египте проживает более пятой части африканских мусульман. В Западной Африке мусульмане составляют свыше 33% населения, половина из них находится в Нигерии. В Восточной Африке сосредоточено менее пятой части мусульманского населения, где они составляют 31% жителей. Что касается отдельных государств, то последователи ислама преобладают, составляя свыше 90% населения, в Египте, Ливии, Тунисе, Алжире, Марокко, Мавритании, Республике Джибути, в Сомали и на Коморских Островах. Более половины жителей являются мусульманами в Гвинее, Сенегале, Гамбии, Мали, Нигере, Чаде, Судане, Западной Сахаре. Кроме того, большое число приверженцев ислама имеется также в Эфиопии, Танзании и Кении.

Настольная книга атеиста. Изд. восьмое. М., 1985, с. 91-92.

Понятие: