Эмпириокритицизм (Фролов, 1991)

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ («критика Эмпириокритицизм опыта»), или махизм,— субъективно- идеалистическое течение, основанное Авенариусом и Махом. Эмпириокритицизм выступал в качестве разновидности позитивизма («второй позитивизм»). Считая основным законом познания «экономию мышления», Эмпириокритицизм «очищает» понимание опыта от понятий материи (субстанции), необходимости, причинности и т. д. как «априорных апперцепций» (рассудочных понятий), якобы незаконно привносимых в опыт. В итоге Эмпириокритицизм выдвигает представление о мире как совокупности «нейтральных элементов», или «ничьих» ощущений. Вводя учение о принципиальной координации, т. е. неразрывной связи субъекта и объекта, эмпириокритицизм превращается в систему субъективного идеализма. Эмпириокритицизм — возрождение берклианства и юмизма, прикрываемое требованием нейтральности в философии. Эмпириокритицизм был связан также с методологическим кризисом в физике, со школой физического идеализма. Критикуя эмпириокритицизм, Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» раскрыл его связь с фидеизмом. Наряду с Авенариусом и Махом к эмпириокритицизму принадлежали И. Петцольдт, Ф. Карстаньен, Р. Вилли, Ф. Адлер, Богданов, В. Базаров и др. Продолжением «антиметафизического» учения эмпириокритицизма стал неопозитивизм.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 537-538.