Кальвинизм (СИЭ, 1965)
КАЛЬВИНИЗМ - протестантское вероучение, основателем которого был Ж. Кальвин; возникло в 16 веке в процессе Реформации. В основе кальвинизма, отвечавшего «...требованиям самой смелой части тогдашней буржуазии» (Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, 1953, с. 17), лежат 2 доктрины - идея абсолютного предопределения и идея божественного невмешательства в закономерность мира. Согласно учению об «абсолютном предопределении», бог еще до сотворения мира предопределил одних людей к «спасению», других к погибели, одних к раю, других к аду (см. Inst. III, 21, s. 7) и этот приговор (praeordinatio) бога абсолютно неизменен. Учение Кальвина о предопределении «...было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. Определяет не воля или действие какого-либо отдельного человека, а милосердие могущественных, но неведомых экономических сил. И это было особенно верно во время экономического переворота, когда все старые торговые пути и торговые центры вытеснялись новыми, когда были открыты Америка и Индия, когда даже издревле почитаемый экономический символ веры - ценность золота и серебра - пошатнулся и потерпел крушение» (Энгельс Ф., Развитие социализма..., с. 17). Однако учение об «абсолютном предопределении» не предрасполагало человека к фаталистической покорности судьбе. Согласно кальвинизму, человеку не дано знать, предопределен ли он богом к спасению или к осуждению, верующий должен быть уверен в том, что он является «божьим избранником» и доказать это своей жизнью и энергичной деятельностью. А так как (в данном случае выступает на сцену 2-я доктрина Кальвина) бог непосредственно не нарушает закономерности созданного им мира, то показателем предызбранности человека является успех в его деятельности. Таким образом получало религиозное оправдание буржуазное накопление и буржуазная деятельность вообще, ибо успех буржуа - предпринимателя и скопидома, расширяющего свое предприятие и накопляющего все новые и новые капиталы, рассматривается кальвинизмом как показатель предызбранности человека к «спасению». Кальвинизм как идеология буржуазии оправдывал ростовщический процент и считал, что рабство вполне допустимо с религиозной точки зрения. И то и другое положение оправдывало практику буржуазии времени первоначального накопления, освобождая ее от запрета католической церкви брать проценты и давая религиозную санкцию начавшим принимать огромные размеры работорговле, эксплуатации рабского труда в колониях и безудержному грабежу последних. Проповедовавшийся кальвинизмом «мирской аскетизм», «...весь секрет которого состоит в буржуазной бережливости» (Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, 1953, с. 52), выражался в простоте жизни и скопидомстве хозяина, в уничтожении многочисленных католических праздников и в увеличении числа рабочих дней. Кальвинистские проповедники внушали трудящимся, что повиновение капиталисту, «добросовестная» работа на него есть «долг, указанный богом». К инаковерующим кальвинизм не менее нетерпим, чем католицизм, особенно к тем вероучениям, которые были религиозной оболочкой классовой борьбы эксплуатируемых масс (анабаптизм); Кальвинизм требовал жесточайшего истребления «еретиков», нисколько не уступая в этом католицизму.
Кальвинизм стал орудием протестантизма в борьбе с католической реакцией 16 века и из Женевы - родины кальвинизма - широко распространился в Англии, Шотландии, Нидерландах, некоторых областях Германии (Пфальц, Гессен, Бранденбург и др.), Франции, Венгрии, Польши. Как религиозная идеология буржуазии, кальвинизм сыграл крупную организующую роль в двух ранних буржуазных революциях - нидерландской 16 века и особенно английской 17 века.
Республиканская организация кальвинистской церкви коренным образом отличается от иерархического построения католической церкви. Во главе церковной общины стояли старейшины (пресвитеры), избираемые из светских членов общины, и проповедники, исполнявшие службу проповеди и духовно-нравственные назидания. Обязанность последних не была связана со священнической деятельностью, а была лишь службой (ministerium), откуда их название – «министры». Пресвитеры и министры составляли консисторию, управляющую делами церкви в данной общине. В некоторых странах в дальнейшем создалась более сложная организация, в которой получили важное значение местные и общенациональные съезды представителей общин, так называемые синоды. Такая организация кальвинистской церкви давала простор влиянию наиболее сильных людей в общине и была чрезвычайно благоприятной для экономически мощного слоя буржуазии. Она была очень удобной для буржуазии и с другой стороны: в ней был полностью осуществлен идеал «дешевой церкви» - упрощен культ, устранена из церковного обихода роскошь и т. п. Как догматика, так и церковная организация кальвинизма с самого начала были враждебны народным массам. Республиканское устройство кальвинистской церкви давало лишь формальное право свободного выбора пасторов, фактически же широкие массы верующих были отстранены от выборов, организация кальвинистской церкви строилась на основе жесточайшей дисциплины и беспрекословного подчинения рядовых членов пресвитерам и министрам. Церковная организация кальвинизма была воспринята не только буржуазией. Республиканская форма этой организации и возможность для сильных людей стать во главе ее сделали кальвинистскую церковь удобным орудием для борьбы аристократических слоев дворянства с королевским абсолютизмом. В церковной организации кальвинизма они находили средство сплочения и экономического укрепления (секуляризация церковного имуществ). Так, например, обстояло дело во Франции (см. Гугеноты), в Венгрии, в горных, экономически наиболее отсталых районах Шотландии, где кальвинизм получил широкое распространение. Кальвинизм (вместе с цвинглианством, быстро слившимся с кальвинизмом) является основой так называемой реформатской церкви (точнее церквей); в настоящее время [1965 год] он в различных своих разновидностях (пресвитерианство, конгрегационализм и др.) наиболее распространен в США, Великобритании и ее некоторых бывших доминионах, Нидерландах, Швейцарии и насчитывает приблизительно 40 миллионов приверженцев.
С. Д. Сказкин. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 6. ИНДРА - КАРАКАС. 1965.
Литература:
Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Поршнев Б. Ф., Кальвин и кальвинизм, ВИРА, 1958, No 6; Виппер Р., Церковь и государство в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма, М., 1894; Doumerque E., J. Calvin. Les hommes et les choses de son temps, v. 1-7, Lausanne, 1899-1927; Weber M., Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus, в его кн.: Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologie, Bd 1, Tübingen, 1920; Tawney R. H., Religion and the rise of capitalism, N. Y., 1942; Schmidt A. M., Calvin et la tradition calvinienne, P., 1957; Biéler A., La pensée économique et sociale de Calvin, Genève, 1959 (Thèse).