Блестящая изоляция

«БЛЕСТЯЩАЯ ИЗОЛЯЦИЯ» ("Splendid Isolation") - английская дипломатическая доктрина, характеризующаяся воздержанием от всяких заблаговременных и длительных союзов с другими державами и сохранением полной свободы действия вплоть до момента, когда нависшая опасность может потребовать заключения союза или соглашения с другими державами. Авторство этого выражения приписывается различным лицам. Однако свою популярность оно приобрело после того, как Солсбери (...) употребил его в своей речи на традиционном банкете лорд-мэра лондонского Сити 9. XI 1896 года. Касаясь позиции Австрии и России по армянскому вопросу, Солсбери возразил против осуждения России и Австрии за их отказ поддерживать предложенное Англией выступление против турок. Солсбери при этом указывал, что любая катастрофа в Юго-Восточной Европе представляет величайшую опасность для жизненных интересов и даже существования России и Австрии, и потому неправильно «ожидать от них такого же эмоционального и филантропического отношения, с каким английский народ в своём блистательном одиночестве может взвешивать все обстоятельства». Под словами «блистательное одиночество» Солсбери подразумевал островную уединённость Англии; но общественность истолковала это выражение политически, придав ему указанный выше смысл.

В период расцвета либерализма - в 60-х и 70-х годах - Англия, неуязвимая на своих островах, не встречая ещё значительных конкурентов на морях, в колониях и в торговле и к тому же располагая огромными возможностями в случае острой нужды даже в последний момент покупать поддержку одних и нейтралитет других, могла проводить в значительной мере политику «блестящей изоляции» и держаться в стороне от постоянных континентальных союзов. Летом 1898 года Солсбери разъяснил германскому послу, что «союзные договоры, которые заключаются задолго до того, как наступает действительная необходимость, далеко не всегда оказываются впоследствии действительными, и гораздо благоразумнее для держав, которые одинаковыми интересами толкаются на политическое сотрудничество, оформлять договором своё соглашение лишь тогда, когда их интересы действительно подвергаются серьёзной опасности». Солсбери, таким образом, подчёркивал, что свобода рук является основной чертой британской политики «блестящей изоляции». В этом отношении он следовал формуле Пальмерстона: «У нас нет вечных союзников и вечных врагов. У нас есть постоянные, вечные интересы, и им мы должны следовать». Об этом же говорил Кестльри, разъясняя Александру I принципы британской внешней политики: «Мы в каждый данный момент свободны и поступаем так не потому, что у нас нет выбора, а потому, что у нас есть выбор». Таким образом, британская политика «блестящей изоляции» мало или почти ничего общего не имеет с американским изоляционизмом. Англия постоянно заключала «от случая к случаю» соглашения и союзы с континентальными державами, участвовала в европейских коалициях и даже возглавляла их, в то же время стараясь не «увязнуть» в континентальных делах.

В 1879 году Биконсфильд, глава правительства, договаривался с Бисмарком о союзе против России. В 1887 году Солсбери заключил тайное соглашение с Италией и Австрией об «охране» статус кво на Средиземном и Чёрном морях и на Балканах против Франции и России, которое походило на союз, заключённый «задолго до того, как наступает действительная необходимость». Но ещё знаменательнее было то, что в 1898 году, через несколько месяцев после совета, преподанного германскому послу, члены кабинета Солсбери - Джозеф Чемберлен и Артур Бальфур (...), с молчаливого попустительства самого главы кабинета, предложили Германии союз против России. Это предложение настойчиво повторялось Англией в 1899 и в 1901 годы, правда, безрезультатно. Не добившись союза с Германией, Англия в начале 1902 году подписала против России союз с Японией.

Политика «блестящей изоляции» основывалась на том, что Англия как крупнейшая промышленная страна, великая колониальная держава, обладая огромным морским флотом, могла позволить себе роскошь неучастия в постоянных союзах и коалициях и держать в своих руках ключи «европейского равновесия». В эпоху империализма соотношение сил изменилось не в пользу Англии. Её экономические и стратегические позиции ослабели, как это выявилось во время англо-бурской войны, и грозили превратиться в вынужденную изоляцию.

Англо-японский союз 1902 года был открытым разрывом с политикой «блестящей изоляцией», превратившейся в анахронизм. В 1904 году Англия заключила «сердечное согласие» (см. Англо-французское соглашение 1904 года) с Францией, а через три года соглашение с Россией (см. Англо-русское соглашение 1907 года), превратившее оба соглашения в Антанту (...), подорвавшую принцип «блестящей изоляции» и в самой Европе.

В 1942 году Англия подписала 20-летний договор взаимопомощи с СССР, а в 1947 году - 50-летний договор взаимопомощи с Францией.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Литература:

Egerton, H. E. British foreign policy in Europe to the end of the 19-th century. London. 1917. 440 p.

Примечания «ПК»

Цитируемая статья вышла в книге 1948 года издания. С высоты 2019 года мы можем констатировать, что нынешний «брексит» является прямым продолжением политики «блестящей изоляции». Британия вновь старается заключать лишь от случая к случаю соглашения и союзы с континентальными державами и участвовать в европейских коалициях, стараясь не «увязнуть» в континентальных делах».