Минойская религия

Для континентальной Греции связанные с религией находки, относящиеся ко времени до Позднеэлладского периода, весьма редки. Несколько иная ситуация сложилась на Крите — там обнаружено немало свидетельств религиозных верований Минойского периода. Довольно долгое время данные археологические находки интерпретировались как свидетельства существования некоей единой религии, основанной на почитании одной или нескольких богинь-матерей, а обнаруженные исследователями фигурки женщин рассматривались как изображения божеств. На данный момент ученые полагают, что приверженцы подобной точки зрения не принимали во внимание прочих археологических свидетельств, в частности фигурок, изображавших мужчин и различных животных. Некоторые фигурки также изображали людей, поклоняющихся божеству, а не само божество. Таким образом, представление о существовании в Минойский период единого культа одной или нескольких богинь-матерей с точки зрения современной науки следует признать несостоятельным.

Подобный пересмотр взглядов на религию раннего Крита привел к складыванию весьма пестрой картины существовавших в рассматриваемый период религиозных практик (и, возможно, верований). При этом некоторые из этих религиозных практик, очевидно, более походили на ближневосточные культы, чем на религию Греции позднейших периодов. Судя по всему, отдельные сообщества склонялись к почитанию различных, локальных богов и вовсе не придерживались некоей единой и в известной степени единообразной религии. Процесс детальной переоценки рассматриваемых археологических свидетельств все еще идет, и поэтому современные представления о древнейшей греческой религии все еще являются неполными и в некоторой степени запутанными.

Хотя в качестве имеющих религиозное значение толкуются и некоторые артефакты, восходящие к Преддворцовому периоду, первую реальную информацию о развитии религии нам дают уже более многочисленные свидетельства, относящиеся к Первому и Второму дворцовым периодам. В это время, судя по всему, уже существовали жрецы и жрицы, а религиозные ритуалы включали процессии и танцы, различные жертвоприношения и определенные действия, очевидно имевшие своей целью непосредственный призыв божества. Религиозные обряды обычно совершались на открытом воздухе, судя по всему, вокруг определенного дерева или скалы. Некоторые ритуалы также проводились в пещерах и специальных зданиях. Важными религиозными центрами многих общин, вероятно, были религиозные святилища, расположенные на горных пиках или близ них, однако кроме них существовали и другие места, связанные с религиозной практикой. Весьма распространенным обрядом было приношение богам глиняных предметов. Среди подобных предметов прежде всего следует упомянуть человеческие фигурки, нередко — в позах поклонения и призыва к богам, а также фигурки животных и изображения еды на блюде, которые, очевидно, должны были представлять собой жертвоприношение. Анатомические модели, такие как головы и части тела, судя по всему, являются вотивными приношениями исцеляющим божествам. Тесно связанными с религиозной практикой считаются также модели двойных топоров и рогов (иногда именуемые «рога посвящения»), а также цилиндрические предметы из керамики, украшенные религиозными символами и известные под названием «змеиные трубки». Символы типа змей или рогов, украшавших «змеиные трубки», обнаружены и на других фигурках.

Свидетельства, связанные с религиозной практикой Минойского периода, обнаружены не только на Крите, но и в других местах Эгейского бассейна. На протяжении Третьего дворцового периода, судя по всему, произошли существенные изменения в религиозных обрядах, прежде всего отмеченные усилением микенского влияния.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 321-322.

Понятие: