Индуизм (СИЭ, 1965)
ИНДУИЗМ - одна из мировых религий; насчитывает свыше 350 миллионов * последователей (1950). Индуизм локализован почти исключительно Индией (около 95% последователей индуизма - индусов - живет в Индии). Кроме Индии, индуизм имеет приверженцев в Пакистане (около 8-9 миллионов человек), а также на острове Бали (Индонезия, около 1 миллион человек), на островах Фиджи, в ЮАР, в Британской Гвинее, куда его занесли в разное время переселенцы из Индии. Представляет собой сложный комплекс религиозных верований, взглядов, представлений и обрядов и своими корнями уходит в древнейшую культуру аборигенов (дравидов и мунда), в ведическую религию и религию брахманизма. Зарождение многих существенных элементов индуизма большинство индологов относит к середине 1-го тысячелетия до н. э. Их возникновение связано с внутренней трансформацией, которую претерпевал брахманизм под влиянием изменившейся социальной обстановки (разложение первобытнообщинного строя, развитие классовых отношений, гибель племенной демократии, усиление эксплуатации трудящихся масс), породившей массу сектантских учений, которые выступали против привилегированного положения жречества, обрядности, дорогостоящих жертвоприношений. В ходе трансформации брахманизм сумел не только выжить, но и приспособиться к господствовавшему в то время буддизму, а затем и ассимилировал его. Трансформация брахманизма, придавшая ему новую форму, которую обычно и называют индуизмом, состояла в том, что ведущую роль в нем начала играть не внешняя, культовая сторона, как было прежде, а внутренняя, морально-этическая, хотя обряды продолжают сохранять и здесь чрезвычайно важное значение. Более или менее четко сложившийся к начала 1-го тысячелетия н. э. Индуизм после долгой борьбы с буддизмом и джайнизмом с утверждением феодальных отношений в Индии (в правление династии Гуптов) возвышается до положения господствующей религии Индии. Основные причина возвышения индуизма заключалась, по всей видимости, в том, что брахманское жречество было признано более надежной опорой феодальной власти, чем буддийское духовенство, замкнутое в монашеских орденах и монастырских обителях. Окончательно сложившаяся в эту эпоху догматика и обрядовая сторона индуизма как религии в дальнейшем не претерпевает сколько-нибудь существенных изменений. В отличие от других мировых религий, индуизм не имеет строго канонизированных источников. Особо священными книгами индуизма считаются Веди. Однако практически наибольшее значение имеют эпические поэмы «Махабхарата» (особенно «Бхагавадгита») и «Рамаяна», «Пураны», религиозно-правовые кодексы шастры (наиболее известны «Законы Ману») и сутры. Все эти произведения - своеобразный синкретизм фольклорной, мифологической, апокрифической, исторической и философской литератур. Многие секты индуизма имеют свою собственную «священную»" литературу. Индуизм отличается аморфностью и расплывчатостью, что обусловлено значительной ролью первобытнообщинных и родоплеменных отношений, сохранившихся в классовом обществе Индии. В индуизме выделяются: простые народные верования, представляющие его реальную практику, и теория индуизма. Простонародные верования отличаются большим разнообразием в зависимости от местных этнических и национальных условий. В них широко распространены колдовство, магия, фетишизм, идолопоклонство и анимизм. Народным верованиям присущ политеизм, почитание местных идолов и божков. Наличие множества богов и необходимость какого-то их «примирения» в общем пантеоне индуизма привели к выработке доктрины об аватарах, согласно которой разные боги провозглашаются воплощением главных богов: Брахмы, Вишну и Шивы; последние два стали главными богами двух основных течений или толков индуизма - вишнуизма и шиваизма. Свое наиболее полное теоретическое обоснование индуизма находит в идеалистической философии веданта. Оправдывая лишь монотеистическую религию и третируя народные верования как примитивные, веданта в то же время признает их в той или иной форме в качестве «истины низшего порядка» (теория «двойственной истины»). Теория индуизма конечной и неизменной основой бытия провозглашает высшую духовную субстанцию (Брахмана), а конкретный эмпирический мир, в силу его изменчивости, объявляет лишь временным, неистинным, иллюзорным отражением Брахмана и утверждает, что подлинное счастье и высшая цель жизни обретаются только в «приобщении человека к богу»", его «постижении» человеком. Согласно теории индуизма, «постижение бога» осуществляется тремя путями (марга): путь действия (карма) - соблюдение религиозных ритуалов, выполнение кастовых обязанностей; путь эмоциональной преданности и любви к богу (бхакти); путь глубокого размышления, знания (джняна); Большое место в «постижении бога» отводится мистической практике йогизма. Несмотря на большой разрыв между теорией индуизма и народными верованиями, а также на большие различия между религиозными сектами, в индуизме имеются и общепризнанные догмы: вера в перерождение душ в зависимости от поступков и деяний в предыдущих рождениях, соблюдение некоторых общих норм в быту, в семейной жизни, соблюдение кастовых различий, признание коровы священным животным и запрещение употребления в пищу ее мяса и др.
Индуизм, будучи господствующей формой идеологии, широко проник во все сферы общественного сознания (философия, искусство, наука и т. д.) и оказал на них большое влияние. Как и всякая религия, индуизм оправдывает и закрепляет существование эксплуататорского строя и системы каст. Он объявляет касты божественным установлением. Выполнение каждым человеком своих кастовых обязанностей провозглашается в индуизме одной из высших добродетелей; индуизм учит повиновению власть имущим. Индуизм сковывал развитие рационалистической философии и естественнонаучных знаний. Бируни сообщает, например, что индийские математики и астрономы раннего средневековья Брахмагупта и Варахамихира, чтобы уберечь себя от расправы жречества, вынуждены были давать мифологическое объяснение явлениям природы, в то время как они знали их научное истолкование. В то же время под флагом индуизма проходили различные сектантские и еретические движения, по своей сущности направленные против феодализма и господства официального индуизма. Наиболее значительным из них было движение бхакти. Форму религиозного реформаторства, получившего название неоиндуизма, как правило, принимала в новое и новейшее время идеология национально-освободительного движения. Реформаторство породило общества Брахмо самадж, Арья самадж и другие. Его крупнейшие представители (Рамакришна, С. Вивекананда, Д. Сарасвати, Ганди и др.) стремились «очистить» индуизм от догм, ритуалов, примитивных «наслоений» и сделать эту «очищенную» религию основой духовной жизни страны, в соответствии с изменившимися социально-экономическими условиями. Попытки реформации индуизма продолжаются и в современном индуизме. Наряду с этим активизировали свою деятельность идеологи реакционного воинствующего индусского шовинизма, ставящие, в частности, своей целью провозглашение индуизма государственной религией.
С достижением политической независимости, ростом демократического движения и провозглашением Индии светским государством социальная база индуизма ослаблена, хотя он и продолжает оказывать глубокое влияние на широкие народные массы, особенно на крестьянство.
H. П. Аникеев. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 6. ИНДРА - КАРАКАС. 1965.
Примечания «ПК»
* Цифра эат давным давно устарела, увеличилась в разы.