Мюридизм
МЮРИДИЗМ - религиозно-мистическое течение в исламе, последователи которого, известные под именем мюридов, дервишей, суфиев, разделяются на ряд корпораций, братств, общин (см. Дервишские ордена). По учениям и уставам этих корпораций, сложившимся в основном в 11-14 веках, существует несколько стадий или ступеней постижения мюридами бога, «растворения» в нем, связанных с выполнением требований шариата. Мюридизм требует от своих приверженцев безусловного подчинения их духовным наставникам - мюршидам (шейхам, пирам, ишанам, уставам), отказа от проявлений собственной воли, презрения к мирскому, самоуничижения, а также участия в общих радениях.
Мюридизм сыграл значительную роль в распространении ислама в Азии и Африке, причем в учениях ряда его орденов (например, накшбандийя) неоднократно придавалось существенное значение идее «священной войны» за торжество веры - газавату, джихаду. Так это было и на Кавказе, где мюридизм наибольшее распространение получил в 20-е годы 19 века. С 1824 года идеи мюридизма проповедовал мулла Мухаммед из Яраги (Южный Дагестан). Крупным идеологом мюридизма был также Джемалэддин из Кумуха (Центральный Дагестан), тесть знаменитого впоследствии имама Шамиля. Мюридизм, под знаменем которого сплотились разноязычные горцы, придал религиозную окраску и определенную организованность анти- колониальному движению на Кавказе. Но религиозная идеология мюридизма изолировала горцев от других народов, разжигала фанатическую ненависть к немусульманам, втягивала в орбиту влияния панисламистских идей, а главное - отвлекала от социальных проблем. В 1918-1921 годы идеи мюридизма пытались использовать буржуазные националисты и помещичье-клерикальная реакция, например, в Дагестане, во главе с имамом Н. Гоцинским, боровшимся против Советской власти под флагом «газавата».
Первыми историографами мюридизма были местные клерикальные деятели: Джемалэддин Кумухский, Мугеддин Магометханов и другие, сочинения которых имели преимущественно апологетический характер. Русские ученые А. К. Казем-бек, Н. В. Ханыков и В. В. Бартольд исследовали исторические корни мюридизма. Советские историки сначала несколько преувеличивали значение мюридизма как фактора, объединявшего горцев Кавказа. М. Н. Покровский считал власть мюридистских имамов «чисто демократической». Позднее стал подчеркиваться реакционный характер идеологии мюридизма, причем реакционным объявлялось и все движение горцев *. В результате проведенной в 1956 году дискуссии было признано неправомерным отождествлять социальные мотивы движения и его религиозную оболочку, отмечена прогрессивность антиколониальной борьбы кавказских горцев, наряду с реакционной сущностью идеологии мюридизма.
Л. И. Климович, А. В. Фадеев. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.
Примечания «ПК»
* М. Н. Покровский известен также тем, что великороссов как реального этнического образования не существует в природе. Синхронное объявление мюридизма «чисто демократической» властью, боровшейся против колониализма, в сочетании с принижением роли русского народа, вскрывает конъюнктурный характер по сути всей «научной» деятельности «красного профессора».
Литература:
Джемалэддин Казикумухский, Адабуль-Марзия, в кн.: Сб. сведений о кавказ. горцах, в. 2, Тифлис, 1869; Мугеддин Магомедханов, Истинные и ложные последователи тариката, там же, в. 4, Тифлис, 1870; Казем-бек М. A., Муридизм и Шамиль, "Рус. слово", 1859, кн. 12; Хашаев X. М., Обществ. строй Дагестана в XIX в., М., 1961; Смирнов Н. A., Мюридизм на Кавказе, М., 1963; Фадеев А. В., Россия и Кавказ в первой трети XIX в.,(М., 1960); его же, Возникновение мюридистского движения на Кавказе и его социальные корни, "ИСССР", 1960, No 5; Климович Л. И., Ислам, M., 1965. См. также лит. к ст. Дервишские ордена, Ислам, Суфизм.