Анархо-коммунизм
АНАРХО-КОММУНИЗМ — течение в анархизме. Оформилось в 1840—1880-е годы. Термин «анархо-коммунизм» введен в 1876 году Ф. Дюмартере в брошюре «К работникам физического труда, сторонникам политического действия». Впервые идеи анархо-коммунизма сформулированы в 1793 году У. Годвином, а в 1840-х — начале 1860-х годов получили развитие в работах Ж. Ж. Мея, Ж. Шаравэя, Ж. Дежака и Э. Кердеруа во Франции; М. Гесса и К. Грюна в Германии; В. Марра в Швейцарии; В. А. Энгельсона в России. Окончательно доктрина анархо-коммунизма была разработана в 1870—1890-е годы в трудах П. А. Кропоткина (Россия); Э. Реклю, Ж. Грава, С. Фора (Франция); Э. Малатесты, К. Кафиеро (Италия); Э. Гольдман и А. Беркмана (США), И. Пуэнте (Испания). Ряд исследователей признают религиозно-философские идеи Л. Н. Толстого и толстовцев как разновидность анархо-коммунизма с христианской направленностью и отрицанием насильственных методов борьбы. Значительное влияние на складывание идей анархо-коммунизма оказала критика частной собственности и проекты безгосударственного общества П. Ж. Прудона. Наибольшее влияние на развитие анархо-коммунистической концепции оказал Кропоткин, обосновавший возможность негосударственных коммунистических отношений на основе закона солидарности и взаимопомощи, наряду с законом межвидовой борьбы, определяющим ход эволюции в природе. Выступая за ликвидацию власти государственной бюрократии и капиталистов, будущее общество он представлял в виде федерации небольших территориальных общин (коммун), отраслевых союзов трудовых коллективов (синдикатов) и добровольных ассоциаций по интересам, объединенных свободным соглашением. В этом обществе все решения должны были принимать общие собрания жителей, связанные в масштабах региона и страны конференциями делегатов. В экономической сфере предполагалась общественная собственность на средства производства при пользовании ими со стороны трудовых коллективов и индивидуальных работников, не применяющих наемный труд. Предполагалось установление прямого продуктообмена между коммунами и распределение продукции по принципу «довольства для всех». Если в 1790–1860 годы большинство теоретиков анархо-коммунизма отрицало насильственные методы борьбы, то в 1870–1930 годы ситуация изменилась. Средством преобразования общества теоретики анархо-коммунизма признавали социальную революцию в форме всеобщей стачки трудящихся, перерастающей в вооруженное восстание. Своей социальной базой они считали рабочий класс, крестьянство, ремесленников, трудовую интеллигенцию и люмпен-пролетариев. С середины 1870 годов анархо-коммунизм получает распространение среди секций антиавторитарного МТР, в 1880–1910 годы становится доминирующим течением в анархическом движении.
Принципы анархо-коммунизма в своих программных документах признают массовые анархо-синдикалистские профсоюзы в России, Испании, Италии, Аргентине и т. д. Большинство анархо-коммунистических организаций ориентировались на устную и печатную пропаганду своих идей, объединение рабочих и крестьян в синдикалистские профсоюзы, организацию выступлений в защиту интересов рабочих и крестьян и их вооруженную защиту. Некоторые группы прибегали к экспроприации частной собственности и террору по признаку принадлежности к классу эксплуататоров.
Поражение анархистов в революциях и гражданской войне в России (1917–1922) и Испанской революции (1931–1939), репрессии со стороны диктатур в СССР, странах Европы, Азии и Латинской Америки в 1920–1930-х годах, рост коммунистических и социал-демократических партий, развитие институтов социального государства подорвали влияние анархо-коммунизма. В 1920–1930-е годы были предприняты попытки переосмысления анархо-коммунизма. Представители «платформистского» течения (Н. И. Махно, П. А. Аршинов и др.) выдвинули идею создания анархической партий с централизованным руководством, а также идеи «переходного периода», предполагающие в период построения анархо-коммунистического общества этатистские формы регулирования экономических и политических отношений. Сторонники В. Волина («синтезисты») предлагали в качестве альтернативы «платформизму» модель «синтеза» индивидуалистической философии, анархо-коммунистические программы преобразований и синдикалистских методов борьбы. С 1960–2000-х годов анархо-коммунизм усиливает влияние среди радикально настроенных групп молодежи в странах Европы, Азии и Латинской Америки. В настоящее время с идеями анархо-коммунизма себя идентифицируют анархо-синдикалистические организации, «платформистские» и «синтезистские» группы.
Д. И. Рублев.
Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 388-389.
Литература:
Дамье В. В. Кропоткин и Реклю // Памяти М. А. Бакунина. М., 2000. С. 120–129; Дамье В. В. Забытый Интернационал: Международное анархо-синдикалистское движение между двумя войнами. В 2-х тт. М., 2006–2007; Ермаков В. Д., Талеров П. И. Анархизм в истории России: от истоков к современности: Библиографический словарь-справочник. СПб, 2007; Кривенький В. В. Анархисты-коммунисты // Политические партии России. Конец XIX — первая четверть XIX века. Энциклопедия. М., 1996. С. 36–38; Кропоткин П. А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990; Реклю Э. Эволюция, революция и идеалы анархизма. М., 1906; Шубин А. В. Анархистский социальный эксперимент. Украина и Испания. 1917–1939. М., 1998; Шубин А. В. Социализм: «Золотой век» теории. М., 2007.