Рабы [в Карфагене]

Абд (‘bd) — это термин, которым в пуническом мире и Карфагене обозначали раба. Но это семитское слово, которое встречается в арабском языке и в иврите, может также означать человека, обслуживающего культ того или иного божества. Оба значения присутствуют в пунических надписях, хотя часто в зависимости от контекста их можно различить. У этих людей был разный статус, поскольку тот, кто провозгласил себя слугой божества, часто был свободным и мог занимать высокое положение в обществе. Раб же располагался в самом низу социальной лестницы, даже если, как и в римском мире, он мог выполнять важные функции в государстве.

По словам древних авторов, в Карфагене было сконцентрировано такое большое количество рабов, что они даже могли угрожать существующему строю. Так, Ганнон в бесплодной попытке совершить государственный переворот собрал в 340 году под свои знамена 20 тысяч рабов (Юстиниан. XXI, 4, 6). И точно так же, как в римском и греческом мирах, рабы были наделены различными статусами (общественные или личные рабы) и выполняли самые разнообразные работы как в городе, так и в деревне. Личные рабы в городе занимались домашней работой или осуществляли деятельность, приносящую доход их хозяину (ремесленничество, воспитание детей и т.д.). Общественные рабы могли либо состоять на службе в храмах, либо могли служить городу, например заниматься охраной публичных лиц или поддержанием в нормальном состоянии путей сообщения. Содержание многих вотивных надписей свидетельствует о том, что они располагали средствами и пользовались относительной свободой: они могли осуществлять от своего собственного имени подношения, хотя в этом случае в надписях упоминалось лишь их имя без указания предков, которые заменялись перечислением имен хозяев и их генеалогий. И весьма показателен в этом смысле случай с Эвклеей. Речь идет об одной женщине, по всей вероятности, рабского происхождения, поскольку она не приводит свою генеалогию, но которая не преминула указать в пунической вотивной надписи свое имя на греческом языке. Рабы могли жениться, о чем свидетельствует отрывок из Плавта, который писал в III веке: «Рабы могут жениться или попросить девушку в жены? Это что-то новенькое, чего нигде нет в мире! А я вам говорю, что это происходит в Греции и в Карфагене» (Казина. Пролог).

Как и повсюду, положение сельскохозяйственных рабов было незавидным. Описывая фермы на мысе Бон (в Тунисе), Диодор Сицилийский (XX, 69, 2; 69, 5) отмечает, что большое количество рабов, используемых на сельскохозяйственных работах, принадлежало богатым карфагенянам. Карьеры и рудники также поглощали много рабочей силы, и в произведениях древних авторов отзываются эхом страдания иностранных пленников, занятых на каменоломнях в Эль Хаварии.

Дриди Э. Карфаген и Пунический мир / Эди Дриди. – М., 2008, с. 129-131.

Понятие: