Буддизм и политика [в Дайвьете]
Основная философия буддизма предусматривает отсутствие интереса к наличному, реальному миру. Поэтому в те времена, когда Дайвьет постепенно становился организованным централизованным государством, использование религии в управлении империей представляло собой проблему. В махаянском буддизме бодхисатвы возвращались в мир помогать всеобщему спасению. Поэтому их долг был — помогать главам страны, советовать им, учить, как править сострадательно. Вот почему в XI в. религия была тесно связана с политикой. Вероятно, это способствовало смягчению нравов. Первый император Ли, воспитанный в монастыре, пришел к власти при поддержке буддийского духовенства. В 1031 г., вернувшись из похода, император повелел построить 95 пагод. Для финансирования этого мероприятия на год было провозглашено всеобщее освобождение от налогов, а потом пагоды с большой помпой были открыты. В 1034 г. в одной из пагод произошло чудо: два буддийских монаха кинулись в огонь, и их пепел превратился в «семь драгоценных веществ». Это чудо было сочтено заслугой самого императора, а пепел хранился в пагоде. Вообще существовал обычай хранить мощи многочисленных монахов в ступах.
Средства на строительство больших пагод и ступ поступали от царей, вельмож и придворных. Чем больше становилось пагод, тем больше становилось и бонз. Уже в 1010 г. Ли Тхай То поощрял людей поступать в монахи. В 1014 г. в пагоде Ван-туэ в Тханглонге были устроены алтари, на которых ученики могли совершать церемонию вступления в монашество. В 1016 г. в Тханглонге больше тысячи человек были посвящены в бонзы. А в 1019 г. император издал указ, призывавший весь народ посвятить себя религии.
Чтобы прокормить такое количество монахов, пагоды должны были иметь много рисовых полей, переданных им либо вельможами и царедворцами, либо самим царем, выделявшим эти угодья из общинных. По большей части пагоды отдавали эти поля крестьянам в аренду. У некоторых пагод были даже рабы и амбары. Некоторые бонзы получали с крестьян поземельный налог натурой. Таким образом, при династии Ли пагоды были большой экономической силой, что говорит о политическом и общественном положении буддизма в эту эпоху. Императоры почитали пагоды. В 1137 г. сам император отправился в пагоду Сунгкхань в провинции Баотхиен около Тханглонга просить у Будды дождя (именно здесь положено было молиться при засухе и запоздании сезона дождей) — и получил его в тот же вечер. Впрочем, так молился не только он.
В XIII в. монахи старались уберечь страну от тямских завоевателей. Все монахи и монахини должны были участвовать в обороне государства. В 1321 г. учредили испытания, которые должны были пройти все бонзы Дайвьета. В 1395 г. новый экзамен позволил отличить истинных бонз от фальшивых. Его должны были пройти все бонзы, не достигшие 50 лет. Те, кто знал буддийские тексты, признавались полноправными монахами, прочие должны были прислуживать им. В 1429 г. это положение стало еще более суровым: двор приказал всем монахам, получившим посвящение и знающим буддийские тексты, явиться на экзамен. Прошедшие его получали свидетельство, разрешавшее им исполнять свои монашеские обязанности, остальные должны были вернуться к мирской жизни. Чтобы уберечь «чистый» буддизм от иноземных влияний, в 1460 г. император запретил колдунам, гадателям и монахам поддерживать сношения с живущими во дворце.
Использованы материалы кн.: Швейер, А.-В. Древний Вьетнам. М., 2014, с. 251-253.