Рабство в Китае
Система рабства, т. е. узаконенное положение, при котором человек может рассматриваться собственностью другого человека, имела в Китае несколько источников. Важно различать рабство военного происхождения, рабство уголовного типа и
Договорное рабство. Существовали и другие типы рабства — такие, как случаи с наложницами или евнухами.
А) Во время военных экспедиций бывает, что люди становятся добычей, — речь идет о вражеских солдатах, захваченных в ходе военных действий, или о гражданских лицах, оказавшихся пленниками при акциях захвата или налета. В этом случае захваченные люди могут быть оставлены у военных в качестве части добычи или вознаграждения или же могут быть отданы государству. Это последнее, представленное местными властями, может либо определить их на армейскую службу, либо отправить их работать на крупные стройки (рытье кана-
[110]
лов, возведение фортификаций, сооружение дворцов и т. д.). Оно может также продать этих рабов и извлечь из них немедленную финансовую прибыль.
Б) Некоторые преступления наказываются низведением в рабство, временное или постоянное, подлежащее выкупу или нет — в зависимости от степени признаваемой виновности. Преступления могут быть совершены как непосредственно осужденным, так и родственником человека, обращаемого в рабство, — в тяжелых случаях приговаривают к рабству всех родственников осужденного. Эти случаи предусмотрены законом и изложены в кодексе Тан. Люди, низводимые таким образом в рабство, становятся собственностью общины, округа или государства.
В) Источником рабства может также стать договор, законным образом заключенный между человеком, желающим продать себя в рабство, и его покупателем. Иногда такой тип контракта называют «добровольным предоставлением». Он обеспечивает кров и, что особенно важно в небезопасных зонах, вооруженную защиту тому, кто решил таким образом разместиться на жительство, не ожидая никакой платы за свою работу. В силу своих прав над детьми отец семейства может продать их всех, равно как и самого себя, в рабство, — у закона против этого не находится возражений.
Г) Покупка или дарение наложниц равным образом составляет часть системы рабства. Эти женщины на законных основаниях покупаются и становятся законной собственностью покупателя. В случае с императорским, гаремом наложница обычно предоставляется своей семьей двору. Если наложницы попадают в немилость и им даруется свобода, то обычно им предоставляется некоторая сумма денег.
[111]
Частный покупатель также может отпустить наложницу на свободу — это должно быть подкреплено надлежащим образом составленным контрактом.
Д) Особняком стоит случай с евнухами — в контексте придворных дел. Изначально евнухи представляют собой категорию слуг, используемых в гаремах императорской фамилии. Кастрируемые перед своим прибытием во дворец, они теряют через это всякую надежду устроить свою жизнь за пределами дворца. Вся их жизнь протекает вблизи власть имущих, в атмосфере, благоприятствующей всем типам интриг. Ввиду того, что их особое положение в Запретном городе позволяло им находиться там, куда никто больше не имел доступа, и обеспечивало им контакты с императором и его семьей, они обрели немалое придворное влияние, которое стало особенно ощутимым в эпоху династии Тан. Играя посредническую роль между дворцом и всеми теми, кто пытался установить с ним контакты, они стремились стать мощной группировкой, которая вместе с той группой, называемой «партией ученых», и вместе с семьями императриц образовала три центра борьбы одних против других за оказание преимущественного давления на решения императора.
Как видим, рабство может принимать различные формы, оно даже может быть временным; что равносильно в случае, если оно было определено судебным приговором. Некоторое число работников низшего ранга, задействованных для уборки территорий или для работы на кухне, являются людьми, низведенными в рабское положение по судебным решениям.
Многочисленны случаи продажи по договору, обычно они вызываются нищетой и долгами.
[112]
Целые семьи крестьян, вынужденных брать взаймы в случае плохих урожаев или частых в Китае природных катаклизмов (засухи и наводнения), будучи потом не в силах возвращать долги, прибегали к этому средству, чтобы выжить. Тогда может идти речь о продаже одного или нескольких детей или даже всей семьи. В других случаях один лишь человек оказывается загнанным в этот тупик. Бывает так, что какой-то человек отдает себя в распоряжение знакомой семье в знак верности и повиновения ей.
Существовало несколько основных типов покупателей рабов: это землевладельцы, желавшие обеспечить себя рабочей силой; семьи, искавшие себе слуг; позднее, когда стали появляться театры (после эпохи Тан), театральные труппы, подыскивавшие
[113]
себе молодых людей (женщины не допускались на сцену), которые потом были задействованы в акробатике и в спектаклях, — значительная их часть умирала от изнурительной работы; и, наконец, конечно, следует сказать о владельцах публичных домов. В лучшем случае, если покупавшиеся молодые девушки были миловидны и демонстрировали какой-то талант в музыке, поэзии и танцах, они направлялись после получения соответствующего образования для украшения роскошных домов, располагавшихся в «квартале цветов и ив» столицы или другого крупного города. В этом случае девушки могли надеяться на то, что после обретения славной карьеры куртизанки они смогут быть выкуплены влюбившимися в них богатыми людьми. Другие же кончали домами терпимости, где у них почти не было шанса на то, что их выкупит богатый клиент или что они сами смогут заработать достаточную сумму для обретения свободы. Вообще договор продажи имел обратную силу и, в принципе, допускал возможность выкупа.
Если продавать себя и своих детей можно было, как правило, повсеместно, то в больших городах, таких, как Чанъань, был еще и специальный квартал, предназначенный для торговли рабами. Эти сделки, как и вся деятельность горожан, были жестко регламентированы и строго регулируемы, в частности, по фискальным соображениям.
Вообще в Китае рабы не подвергались дурному обращению. Конечно, прежде всего это зависело от того, кто их покупал, за исключением случаев с осужденными лицами. Из присутствия в договорах о продаже пункта о выкупе можно сделать вывод, что судьба рабов подчинялась китайскому представлению о том, что обстоятельства могут меняться от
[114]
худших к лучшим, что никакое состояние не может считаться постоянным и что, пребывая в самом низком положении, всегда можно начать двигаться вверх, так что это положение со временем станет превосходным. История Китая демонстрирует нам несколько таких необыкновенных превращений. Состояние рабства не предполагает безоговорочно низшего положения, оно просто указывает на определенный уровень несчастья или нищеты, на котором оказался человек. Для несчастного, впрочем, имеется иногда возможность для освобождения.
Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, с. 110-114.